«Днепр»
Запуск мотора на этой лодке почти всегда сопровождается заливанием под-моторной ниши водой, особенно при волнении на акватории. Я установил подмоторный кронштейн — выносной транец, сняв размеры этого узла с «Казан-ки-2М». Каркас кронштейна сварил из стального швеллера 30X40 мм, другого материала у меня просто не было. Транец нарастил до высоты бортов (800 мм от основной плоскости). Вода в лодку теперь не попадает, кроме того, получилось удобное хранилище для топлива — здесь можно уложить до шести канистр вместо двух при заводской конструкции багажника.
Тяжелые, скользкие и гремящие дюралюминиевые пайолы я заменил на фанерные, сэкономив тем самым в массе лодки 10 кг. Отказался от тяжелых заводских кресел. На их места установил рундучки размером 500X500X200 мм, изготовленные из 10-миллиметровой фанеры. К пайолам прикрепил их при помощи дюралевых угольников 40X40X3, спинки и верхние крышки соединил со стенками на рояльных петлях.
К бортам в районе кокпита приклепал два направляющих угольника, на которые укладывается лист фанеры, обычно лежащий на кормовом гермоотсеке. Спинки сидений откидываются назад и ложатся на передний край этой фанеры — образуются два спальных места.
Чтобы сделать носовой багажник более доступным и удобным для пользования, устроил люк с герметичной крышкой на палубе — по типу мотолодки «Прогресс». Крышку с размерами 500X500 использовал от старой холодильной камеры. Старую крышку с переборки носового отсека снял и отверстие в ней заделал наглухо.
«Прогресс-4Л»
Купив эту моторную лодку, я последовал совету, который приводился в статье «Цена комфорта» («КиЯ» №38), — передвинул рубку на 600 мм вперед, место водителя вынес в кокпит.
Каюту оборудовал мягкими диванами-рундуками, для которых использованы подушки от кресел. При устройстве на ночлег в проход между диванами укладываются еще три подушки. Спинки диванов изготовлены из миллиметрового листового дюралюминия, покрыты поролоном и дерматином. Между спинками диванов и бортами лодки размещены блоки пенопласта, взятые из носового багажника. Форпик, открытый со стороны каюты, обклеен пенопленом.
Под сиденьем водителя оборудован багажник, в который умещаются две 20-литровые канистры, инструмент, свечи и т. д. В кокпите, кроме кормового дивана, предусмотрено убирающееся мягкое сиденье. За счет перераспределения блоков пенопласта в кормовом багажнике умещаются три 20-литровые канистры, помпа, кранцы и др. Кормовые подуключины продвигаются вперед так, чтобы можно было грести с кормового дивана. По-походному весла крепятся в специальных гнездах вдоль стенки рубки и не выступают за габарит лодки.
Дуги тента и места их крепления остаются без изменения. Тент укорачивается с передней части, Детали крепления тента к ветровому стеклу переносятся на новую кромку.
При демонтаже заклепки советую не срубать, а высверливать, чтобы не портить отверстия под них в листах.
В результате описанной доработки получилась хорошая туристская лодка, пригодная для ближних и дальних походов экипажем из трех человек.
«Прогресс-4»
Так как штатный бензобак от мотора «Вихрь» имеет малую емкость и его неудобно устанавливать в нишу под самоотливным рецессом, я приспособил для этой цели стационарный бензобак от списанного автомобиля «УАЗ-452». Размеры бака 830X340X160 мм, емкость около 45—47 л. По своим габаритам бензобак удобно размещается в нише на двух установленных там гофрированных сланях. Пенопластовые штатные блоки плавучести остаются на своих местах.
Для установки бензобака необходимо из деревянных брусков вырезать два ложемента. Верхняя часть ложемента вырезается по форме нижней части бака, а нижняя часть — обрабатывается по впадине гофра еланей, куда он будет устанавливаться. Затем ложементы пропитываются горячей олифой и красятся несколькими слоями водостойкой краски.
Расположенный сверху бака дренажный штуцер необходимо заглушить. Выравнивание давления внутри бака по мере расхода топлива происходит через стандартную пробку.
Заливная горловина бака выводится в нишу, а высота ее не должна мешать крышке люка свободно закрываться.
Необходимо также снять фланец крепления заборника топлива, сетка которого, как правило, разрушена. Ее необходимо заменить на новую, более мелкую, желательно саржевого плетения, которая не пропускает воду.
Датчик указателя топлива оставлен на баке, а на приборном щитке лодки установлен указатель уровня бензина. Кроме этого (для дублирования), в горловине бака установлена мерная линейка. Изготовлена она из органического стекла. Мерная линейка тарируется заливкой в бак бензина мелкими порциями по пять литров. В верхней части на линейку укреплен с помощью клея «Феникс» четырехугольник из бензостойкого пенопласта (для центровки линейки в горловине бака).