Жесткое крепление гика к мачте
В течение нескольких сезонов я использую на парусной доске узел для жесткого соединения мачты и гика. В этой конструкции гик удерживается в плоскости, перпендикулярной оси мачты.
Детали 2 и 3 изготовлены фрезеровкой из дюралюминия, но могут быть выполнены и стальными из полос с последующей сваркой.
Ветви гика подгоняются по дет. 3 и соединяются с ней заклепками. Рукоятку дет. 3 я обмотал изоляционной лентой, места стыка ветвей гика с дет. 3 оклеил резиной.
Колпачок гребного винта
На «Нептуне-23» я применяю колпачок своей конструкции, который по сравнению с заводским имеет другую форму и способ крепления. В конструкции всего две детали: колпачок и стопор.
Съем винта, замена шпонок и установка колпачка производятся одной рукой за считанные секунды.
Для «оттягивания» плоской части стопора вверх можно пользоваться узкой отверткой или гвоздем.
Если на торце гребного вала по ∅16 снять фаску, то поставить колпачок можно легким ударом руки.
Направляющие ролики для ликтроса
Для удобства постановим грота на своей яхте типа «Нева» я сделал простое приспособление, которое «автоматически» заправляет пик-трос передней шкаторины в ликпаз на мачте. Состоит оно из двух вращающихся роликов, закрепленных на пластине под ликпазом. Чтобы приспособление работало безотказно, важно, чтобы оси роликов были строго параллельны диаметральной плоскости мачты и ликпаза.
Если парус перед постановкой хорошо разобран, то поставить его, имея описанное приспособление, может один человек, причем грота-фал можно выбирать из кокпита.
Буек для разметки дистанции
Во время проведения тренировок и соревнований по парусному и другим видам спорта, когда приходится часто ставить и убирать знаки дистанции, удобны переносные буйки, оборудованные самостопорящимися вьюшками с автоматической отдачей буйрепа. При постановке такого буйка достаточно нажать кнопку на корпусе вьюшки, чтобы грузило, выполняющее роль якоря. своим весом размотало буйреп точно на глубину воды в месте постановки буйка. Дальнейшее разматывание троса предотвращает храповик (с кнопкой).
Буек такой конструкции значительно экономит время и позволяет избавиться от манипуляций с промерами глубин, регулировки длины буйрепа, закрепления его на буйке, а также и от надоедливой путаницы тросов в лодке при работе с несколькими буйками.
Конструкция буйка ясна из приводимого эскиза Храповик крепится винтом к корпусу, а храповое колесо приклепывается к щечке. В качестве вьюшки можно использовать подходящую спиннинговую катушку.
Для изготовления основных деталей рекомендуется использовать легкие сплавы и пластик. Для противовеса и грузила больше подходят сталь или свинец.
Такие буйки изготовлены и опробованы в яхт клубе Казанского авиационного института.