Приспособление для вырезки отверстий
При постройке судов нередко возникает необходимость вырезать отверстия большого диаметра. При использовании ножовки кромки отверстий получаются неровными, поэтому удобно применять для этой цели специальное приспособление. Оно гарантирует получение идеально ровных отверстий, причем диаметр их можно произвольно регулировать, насколько позволяет штанга 8. Нож 3 лучше всего изготовить из старого токарного резца. При помощи винта 5 нож крепится в держателе 4, приваренном к концу штанги 8.
Центром будущего отверстия служит сверло 2, приваренное к бобышке 1, которая скользит по штанге 8. В верхней части продолжением сверла служит стержень 6, который крепится в патроне ручной дрели (можно использовать и электрическую малооборотную дрель). Нужный радиус, определяемый расстоянием от оси сверла до острия резца 3, фиксируется при помощи винта 7.
Катерная педаль газа
Большинство водномоторни-ков предпочитает управлять дроссельной заслонкой карбюратора при помощи рукоятки, хотя привычная для шоферов педаль гораздо удобнее и безопаснее: стоит снять с нее ногу, как обороты двигателя понижаются до минимума.
Английская фирма «Аква-Марин» выпустила в прошлом году специально спроектированную для установки на катерах педаль «газа», приспособленную для однотросового управления дроссельной заслонкой карбюратора подвесных моторов «ОМС», «Меркюри», «Сузуки», а также стационарных двигателей. Детали устройства выполнены из найлона, армированного стекловолокном, крепежные детали — из латуни.
Проволочные карабины
Различного рода пружинные карабины, используемые для крепления стакселей к штагу на спортивных яхтах, на небольших судах самостоятельной постройки с успехом могут быть заменены на проволочные. На эскизе приводятся два варианта таких карабинов, отличающихся способами крепления к парусу. Вариант а проще и предпочтительнее для самых малых лодок, так как при больших нагрузках нитки в месте контакта с проволокой быстро перетираются. В варианте б нагрузка, приходящаяся на нитки, распределяется на большую длину проволоки, причем нитки охватывают проволоку с правой и левой стороны паруса.
Устройство для защиты гребного винта
Устройство для защиты гребного винта подвесного мотора запатентовано М. Шпрингером в Канаде (патент 1197736). Оно крепится к подвесному мотору при помощи хомута 1, охватывающего дейдвуд выше антикавитационной плиты, и кольца 5, в который входит шпор мотора. К ним приварено вертикальное ребро 2, к которому на сварке же крепятся упругие стальные ребра 3 и 4, перекрывающие габарит диска винта.
По замыслу изобретателя, ребра амортизируют удары подводной части мотора о подводные препятствия, отводят от винта плавающие предметы и водоросли. Устройство, безусловно, может быть полезно на судах, обслуживающих лесосплав, и на лодках, плавающих по засоренным и мелководным рекам — преимущественно в тех случаях, когда не требуется высокая скорость. Защитная решетка вносит возмущения в поток воды, натекающий на гребной винт, что при высоких скоростях снижает его КПД. Кроме того, сама решетка оказывает значительное сопротивление движению, вызывает повышенное брызгообразование, на что затрачивается часть мощности двигателя.
Руль для подвесного мотора
Руль для подвесного мотора (автор Ж . Рапс, канадский патент 1147212) используется для улучшения управляемости моторных лодок на самом малом ходу или при застопоренном гребном винте. Перо руля 1, закрепленное на пластинах 2, может поворачиваться в вертикальной плоскости относительно оси 3. В рабочем положении перо находится под действием силы тяжести (показано сплошной линией). При повышении скорости лодки под действием реактивной струи гребного винта 5 руль поднимается вверх и практически полностью выходит из воды, оказывая минимальное сопротивление воды движению лодки. Если руль не нужен, его можно поднять вверх и зафиксировать в вертикальном положении.
Ось 3 крепится к антикавитационной плите 4 мотора при помощи угольников-коротышей.
Заметим, что эта идея была реализована в реальных серийных изделиях и получила дальнейшее развитие — один из вариантов откидного съемного руля «Раддерсэйф» описывается в «КиЯ» №98. Дополнительные рули с успехом применяются как на подвесных моторах, так и на откидных поворотных колонках.
Режущее устройство
Режущее устройство, предотвращающее намотку рыболовных снастей и водорослей на гребной винт, предложили японцы Ю . Сумино, X. Мизуно и К. Саншин (патент США 4609361). Оно может использоваться на подвесных моторах и на гребных валах при стационарной установке двигателя. Гребной винт должен состоять из внутренней 1 и внешней 3 ступиц, связанных между собой эластичным амортизатором 2. При установке винта на вал между диском 5 и внешней ступицей 3 ставится резак 4, снабженный тремя радиальными ножами 7. Верхние части ножей горизонтальны, загнуты вперед и входят в отверстие, проточенное в корпусе редуктора подвесного мотора или ахтерштевне катера.
При работе винта резак вращается вместе с ним и рассекает рыболовную леску, капроновый трос или стебли водорослей, препятствуя их наматыванию на винт и заклиниванию в зазоре между ступицей винта и корпусом редуктора 6.
Аналогичную идею, но в упрощенном варианте, использовал, например, В. Дмитренко из Херсона (см. №127 «КиЯ»).
Механизм холостого хода
Механизм холостого хода для подвесного мотора запатентован в США Дэвидом Коули (патент 4271781). Гребной винт 3 имеет возможность перемещаться вдоль оси гребного вала 1. Пружина 2 стремится переместить винт влево до сцепления радиальных выступов 4 на гребном валу с аксиальными штифтами 7 ступицы винта.
Управление осуществляется при помощи штанги 6, имеющей ножку 5. В положении холостого хода ножка 5 располагается перпендикулярно торцу ступицы, при этом выступы 4 расцепляются со штифтами 7. При повороте рукоятки на 90° ножка 5 устанавливается параллельно торцу ступицы. Под действием пружины 2 винт смещается влево, выступы 4 входят в зацепление со штифтами 7, гребной винт получает вращение.
Устройство можно смонтировать на маломощных моторах, не имеющих холостого хода, например, на «Салютах», а также использовать идею для разработки разобщительного устройства на лодках со стационарными двигателями.
Устройство для автоматического осушения трюма
Устройство для автоматического осушения трюма на мотолодке изобрел X. Брюне (заявка 2530743, Франция). Действие его основано на использовании разрежения близ засасывающей поверхности лопасти гребного винта при его работе. К антикавитационной плите 2 мотора при помощи фланца 5 крепится штуцер 4, соединенный гибким шлангом 3 с водозаборником в трюме мотолодки. Нижний срез 6 штуцера располагается по возможности ближе к засасывающей поверхности лопасти 1 (лучше, если конструкция штуцера позволяет регулировать отстояние среза 6 от оси винта).
Предлагаемое устройство вполне работоспособно и широко используется нашими любителями на лодках со стационарными маломощными двигателями. Но на глиссирующих быстроходных судах оно обладает существенным недостатком — штуцер вносит возмущения в поток, натекающий на лопасти гребного винта, сам обладает дополнительным сопротивлением. Кроме того водозаборный шланг необходимо снабдить запорным устройством, чтобы предотвратить прорыв воздуха к лопасти и работу винта в условиях аэрации при полном удалении воды из трюма.
Несколько лучшим вариантом является осушающее устройство эжекторного типа, устанавливаемое за гребным винтом и использующее реактивную струю, отбрасываемую лопастью винта назад. Оптимальный же вариант — это установка осушительной помпы, работающей за счет пульсации давления в картере двигателя ПМ.
Реверсивное устройство водометного движителя
Реверсивное устройство водометного движителя (японский патент 58-44515). В обычной конструкции водометов в момент реверса или при работе движителя в холостом режиме между нижней кромкой заслонки заднего хода и кромкой выпускного сопла вырываются струи воды, направленные вниз. Вследствие этого происходит подъем кормы катера вверх и зарывание его носовой оконечности в воду, ухудшается управляемость.
Чтобы устранить это явление, предлагается сразу за соплом 5 установить снизу наклонную отражательную пластину 1, простирающуюся в корму за срез насадки 8 под выпускным отверстием заднего хода. В нейтральном положении, когда катер не имеет хода, заслонка 7 частично перекрывает выпускное отверстие движителя 4. Выбрасываемая им струя разделяется на две части: 2 — направленную в нос, и 9 — в корму. Реакции обоих потоков уравновешивают друг друга. При реверсировании заслонка полностью перекрывает торец насадки 8 и весь поток направляется в нос, отражаемый пластиной 1.
Управление по курсу осуществляется поворотом сопла 5 в горизонтальной плоскости вокруг оси 3. Позиция 6 — привод управления заслонкой 7.