Мешок для кренования
При малочисленном экипаже на борту яхты в ее снабжении полезно иметь сшитый из плотного брезента мешок. В верхний (открытый) конец мешка закладывается обруч.
Наполнив мешок водой, начинают его вытаскивать при помощи фаловой лебедки, удерживая на необходимом удалении от борта оттяжкой. Чем больше мешок будет выходить из воды, тем больший вес будет приложен к топу мачты или ноку гика. Размеры мешка легко подсчитать, исходя из конструкции и остойчивости вашего судна. При диаметре мешка 650 мм и длине 1,5 м его объем составит около 500 литров — это по весу более 5 членов экипажа.
Как выйти на глубокую воду?
На водоемах с зарегулированным уровнем бывают досадные положения, когда корпуса стоящих у берега судов частично обсыхают. Не всегда возможно, а иногда и нежелательно сниматься с мели при помощи двигателя. Завозной якорь при малой держащей силе — не помощник, да и грунт может быть слабым. Вот здесь и могут пригодиться простейшие способы, которые рекомендуем запомнить каждому капитану тяжелого катера.
Способ первый. Найдите из плавника или, в крайнем случае, вырубите слегу длиной 4—6 м и диаметром в вершине не менее 100 мм. На одном конце слеги укрепите тали, другой конец уприте в берег. Коренной конец троса закрепите за носовой рым или битенг и действуйте. Уверен, что поможет — проверено!
Способ второй. Свяжите из двух слег «козу». Средними связками уприте «козу» в форштевень, а коренной конец талей укрепите за вершину «козы». Ходовой конец нужно выбирать с кормы.
Оба способа хороши, но при одном условии, что на борту есть сильные тали, лебедки или шпиль.
Футшток для илистого дна
Dee, кому приходилось снимать яхту или катер с мели в устьях рек, знают, как глубоко уходит в ил футшток и как его бывает трудно вытащить.
Мы решили эту проблему, прикрепив к концу футштока дощечку с размерами 150Х400 мм. Способ крепления ясен из эскиза: дощечка надевается отверстием на футшток и расклинивается при помощи двух клиньев.
Как сделать трос плавучим
Для буксировки лодок за катером лучше использовать плавучий буксирный трос — в этом случае будет гарантия того, что при остановке трос не намотает на гребной винт. Однако такие тросы из полипропилена или сизальские (выделанные из волокон агавы) довольно дефицитны. Поэтому советуем придать плавучесть обычному капроновому тросу при помощи небольших пенопластовых поплавков. Лучше всего трос пропустить через отверстия в поплавках и зафиксировать их шпилькой из нержавеющей проволоки.