Носовое крыло-стабилизатор
Житель Сиднея Дэвид Моррисби изобрел носовое крыло-стабилизатор, которое можно без больших переделок установить на готовом корпусе.
«Батман» Моррисби представляет собой длинное узкое крыло из толстого листа алюминия весом около 17 кг. Крыло расположено по диаметральной плоскости судна под форштевнем как продолжение в нос киля; крепится только двумя болтами и стойке на форштевне и к наделке на киле; может быть быстро поставлено или убрано; не мешает подъему и спуску судна и его установке на трейлере. В хорошую погоду на гладкой воде крыло немного снижает максимальную скорость, но в такую погоду оно и не требуется. При ходе на волнении — ветровая волна около полуметра высоты — крыло улучшает устойчивость глиссирования, заметно уменьшает килевую качку, удары и хлопки.
Гидростатический лот
На ежегодной выставке катеров и яхт в Лондоне в этом году демонстрировалась новинка — ручной лот «Сонда», предложенный английской фирмой «Оушнбест». Принцип действия его — определение глубины при помощи замера гидростатического давления. Указатель глубины — он же манометр низкого давления — смонтирован на рукоятке, которая выполнена как одно целое со шпулей, вмещающей 24 метра прочной пластмассовой трубки с капиллярным каналом. Один конец трубки подсоединен к манометру, второй с открытым отверстием — к цилиндрическому грузу. Манометр, измеряющий давление столба воды по вертикали от груза до поверхности воды, градуирован в футах и метрах. Точность измерения глубины — ±5%; диапазон — 0—25 м.
В отличив от обычного, гидростатический лот обладает известными преимуществами. Во-первых, нм проще пользоваться на ходу — не нужно ловить момент, когда лотлинь встанет вертикально, манометр всегда показывает истинную глубину, если даже трубка-линь расположится наклонно. Во-вторых, не сходя с борта судна, например, севшего на мель, с помощью «Сонды» можно обмерить глубины вокруг, забрасывая лот на 10—15 м от судна, и определить направление перемещения лодки для снятия с мели. «Сонда» оказывается полезной также при подходе к отмелому берегу и при постановке на якорь — во всех случаях, когда необходимо знать глубину впереди лодки и качество грунта на дне.
Блок питания с зарядным устройством
За рубежом некоторые фирмы, например норвежская «Соинак», выпускают аккумуляторные батареи в морском исполнении специально для катеров и яхт, приспособленные для удобной переноски.
Западногерманская фирма «Варта» производит для мотолодок с подвесными моторами (в том числе электрическими) и яхт, на которых отсутствует зарядный генератор, энергетический боне. Он состоит из облегченной аккумуляторной батареи с пластмассовым моноблоком и преобразователя, размещенных в одном футляре, который для удобства переноски на плече снабжен ремнем. Энергетический бокс (размеры 470х227х2S3 мм| весит около 5 кг. Его общий вес вместе с батареей такой же, как у одного свинцового аккумулятора с эбонитовым моноблоком.
Самодельный блок питания с зарядным устройством
В редакцию журнала поступило описание очень полезного переносного электронного устройства, содержащего сравнительно легкую батарею герметичных аккумуляторов НКГ-11Д на 12,6 В, блок-стабилизатор тока подзарядки этой батареи от подвесных моторов, имеющих магдино МН-1 («Нептун», «Вихрь» и др.) и блок-инвертор напряжения 12,6 В в постоянное напряжение 110 В для питания электробритвы. Устройство выполнено на одной интегральной схеме и семи мощных транзисторах, которые вместе с тороидальными трансформаторами, дросселями и другими деталями на печатной плате размещены вместе с аккумуляторами в ящике от старого мегометра.
Устройство обеспечивает стабильное питание электрооборудования мотолодки на переменных режимах движения, поддержание батареи аккумуляторов в заряженном состоянии и возможность подключения бытовой радиоаппаратуры, рассчитанной на 12,9 и 3,5 В на стоянке. Автор отмечает удобство и надежность устройства, проверенного в течение трехлетней эксплуатации.
Лопнувшая помпа и изолента
О недостаточной надежности ручной резиновой подкачивающей топливной помпы «Вихря» приходилось слышать не раз. Однако выход ее из строя, как это часто бывает в походе, случился неожиданно. Попытки запустить двигатель ни к чему не привели, так как в резине подкачивающей помпы образовалась продольная (около 50 мм длиной) трещина. Все же выход был найден. Место повреждения мы плотно обмотали двумя слоями липкой поливинилхлоридной изоляционной ленты марки ПХЛ-020 Герметичность помпы полностью восстановилась, хотя жесткость ее возросла. После успешного возвращения домой ленту сняли и обнаружили, что трещина удлинилась до 70 мм и имела неровные края, но это не нарушило общей герметичности помпы, восстановленной таким способом.
Вездеход-амфибия «Медведь»
Принцип движения предлагаемой мною машины основан на использовании гусениц с высокими траками, которые при съезде с твердой суши в болото или реку становятся движителями. Траки можно сделать из пластмассы и соединить их между собой при помощи алюминиевых втулок. Корпус вездехода формуется из стеклопластика из двух частей — нижней герметичной и обладающей плавучестью и верхней, в которой сделаны люки и иллюминаторы.
Для уменьшения трения траков о корпус можно установить широкие ролики, а также предусмотреть продольные направляющие для них. Руль в данном случае не нужен — достаточно сделать устройство, позволяющее отключать правые или левые траки от трансмиссии. Двигателем должен служить дизель типа «Владимирец» мощностью 30 л. с.
Предложения использовать на судах движители гусеничного типа — в виде плиц, закрепленных на пластинчатой цепи, делались и ранее. Однако нам неизвестно о каком-либо плавающем сооружении с такими движителями — их внедрению препятствует сложность и громоздкость конструкции по сравнению с гребным колесом, винтом или водометом, а также сравнительно низкий КПД. А вообще идея использования единого движителя при плавании по воде н движении по суше весьма заманчива. Она нашла воплощение в ряде построенных и испытанных вездеходов с колесами увеличенной ширины, которые снабжены лопастями для создания упора в воде. Скорости таких вездеходов на плаву невелики опять же из-за низкого КПД движителя.
Мачта для парусника
На парусных яхтах обычно применяют мачты круглого, овального или близкого к ним по форме поперечного сечения. На курсе бейдевинд такие мачты значительно ухудшают аэродинамические качества парусов, становятся источниками завихрений на подветренной стороне паруса.
Более совершенны мачты с каплеобразным или иным аэродинамическим профилем, которые могут поворачиваться вместе с парусом по направлению вымпельного ветра. В этом случае они имеют минимальное лобовое сопротивление.
Предлагаю мачту, состоящую из трех вертикальных поясков, имеющих симметричный аэродинамический профиль, и ликпаза, связанных между собой посредством треугольных площадок. Поток воздуха, проходя между поясками, получает дополнительное ускорение, вихри от поясков на парус не попадают. Благодаря этому давление на подветренной стороне паруса понижается в большей степени, чем если бы парус стоял на обычной мачте, тяга паруса возрастает.
Гибкость мачты можно регулировать, подбирая соответствующее расстояние между площадками.
Предлагаемая конструкция мачты является одним из возможных вариантов повышения эффективности косых парусов за счет устранения влияния профиля мачты, удаления его от передней шкаторины на достаточно большое расстояние. Среди других вариантов можно упомянуть Л- и П-образные мачты, стаксельные типы вооружения. Какому из них отдать предпочтение, можно установить только расчетом прочности, устойчивости и веса рангоута и такелажа для каждого конкретного судна.
К числу недостатков предлагаемой конструкции можно отнести ее сложность в изготовлении, обусловленную установкой площадок для связи всех четырех элементов (2, 7 и 8 на рис.) в один профиль.
Кильблок плюс трейлер
Хранение легких однотипных швертботов или гребных лодок на берегу рекомендуется организовать, как показано на рисунке. Лодки устанавливаются в общий кильблок 1 с гнездами по числу яхт. Гнезда должны быть достаточно глубокими, хорошо подогнанными по обводам корпуса лодки и обшиты войлоком или другим мягким материалом. Лодка должна располагаться на кильблоке таким образом, чтобы на него приходилось около 70% веса. Под носовую оконечность достаточно поставить легкую переносную опору 2.Транспортировка лодки к спусковому слипу и обратно осуществляется при помощи одного универсального трейлера 3. Для погрузки лодки трейлер подводится под нее до упора в кильблок, затем носовая часть корпуса приподнимается, опора 2 вынимается из-под лодки и корпус опускается на трейлер.
Из воды лодка поднимается также при помощи трейлера, который подводится под плавающее судно и вместе с ним вытаскивается из воды. Естественно, трейлер должен иметь отрицательную плавучесть.
Опыт нашего яхт-клуба Казанского авиационного института свидетельствует, что на 30 швертботов достаточно одного трейлера.
Простейший штормтрап
Для изготовления штормтрапа необходима негниющая веревка или трос, выдерживающий не менее 1000 кгс статического усилия на разрыв (с учетом снижения прочности из-за перегибов на узлах и при старении). При этом трос не должен сильно вытягиваться под нагрузкой, так как это приводит к быстрому износу от трения на торцах трубки.
Перекладины выполняются из прочной пластмассовой трубки с внутренним диаметром, равным двум диаметрам троса. Торцы трубки не должны иметь острых кромок и заусениц.
Имбирь против морской болезни
Имбирь, по-видимому, хорошо помогает от морской болезни, установила одна американская исследовательская группа. Ученые заинтересовались этой пряностью после того, как узнали, что карибские рыбаки всегда жуют имбирь перед выходом в открытое море.
Исследование группы лиц, подверженных сильным приступам морской болезни, показали, что имбирь дает хороший лечебный эффект и при этом отсутствует какое-либо побочное отрицательное действие на организм.
Шило универсальное
В продаже появилась полезная новинка — «Шило универсальное» — мод. СШ-1 » (ТУ 2.5544502.589-85, цена 2 р. 30 к.), выпускаемое заводом им. С. М. Кирова в г. Витебске.
Шило состоит из пластмассовой ручки (являющейся одновременно контейнером для хранения игл), П-образной скобы с катушкой для намотки ниток и цангового патрона для крепления игл.
Принцип действия виден из приведенных рисунков.
Шило очень удобно для ремонта чехлов, парусов и других изделий из мягких материалов.
При отсутствии в продаже шила СШ-1 можно доработать рукоятку от набора инструментов «Любитель» (арт. 25-193Р, цена 7 р. 50 к.) или других наборов отверток со сменными вставками.
Так как сменные вставки обычно имеют диаметр 6 мм, а диаметр игл значительно меньше, то необходимо изготовить переходную гильзу длиной 16 мм с продольным разрезом. Для намотки ниток можно использовать шпульку от швейной машины. Шпулька закрепляется на ручке хомутом. Стяжной винт хомута используется как ось шпульки.