Синтетический трос полностью вытеснил цепь в качестве якорного каната даже на крупных яхтах. Но хотя на его стороне такие преимущества, как легкость, упругость, прочность и т. п., все же выбирая якорь или тщательно расчищая бухту мокрого капронового конца, невольно вспоминаешь старую добрую цепь, которая без хлопот «автоматически» уходила через палубный клюз в цепной ящик и так же легко вытравливалась через звездочку брашпиля при отдаче якоря.
Выход из положения — только в устройстве удобной вьюшки для якорного каната. К сожалению, на большинстве небольших яхт (типа «Картер-30») стационарную вьюшку на баке не разместить, а тащить мокрый канат в жилые помещения — удовольствие более чем сомнительное. К тому же нередко якорь отдают с кормы, особенно при швартовке. Поэтому удобнее сделать вьюшку переносной. Перед постановкой на якорь вьюшка с канатом навешивается на носовой или кормовой жесткий релинг, с его внутренней или наружной стороны — в зависимости от предстоящего маневра.
Мы изготовили такую вьюшку из легкого сплава сварной конструкции. Две щеки диаметром 300 мм с отштампованными фланцами по периметру приварили к барабану — отрезку трубы диаметром 60X2, который вращается в капролоновых подшипниках на оси из нержавеющего прутка. Рама выполнена из прутка диаметром 12 мм. Поскольку расстояние между горизонтальными леерами носового и кормового релингов на нашей яхте разное, рама выполнена так, чтобы вьюшка висела на верхнем прутке, а нижний только удерживал ее от поперечных раскачиваний. Вьюшка вмещает до 60 м капронового каната диаметром 15 мм.
По-походному на нашем «Картере-30» вьюшка укладывается в рундук кокпита («бакисту», как, следуя польско-немецкой терминологии, мы называем эту емкость). Здесь к корпусу приформована специальная штанга, на которую и вешается вьюшка. При постановке на якорь один человек легко снимает вьюшку, навешивает ее на релинг, присоединяет канат к якорю и отдает его.
Кстати, предназначенный для отдачи с кормы второй якорь советуем хранить в том же рундуке кокпита. Для этой цели на полутоннике лучше всего иметь адмиралтейский якорь массой 15—18 кг.
По опыту эксплуатации обнаружился лишь один недостаток предлагаемой вьюшки: при съемке с якоря один человек должен выбирать канат, в то время как другой — наматывать его на барабан, вращая его за щеки. Здесь была бы удобна складная или съемная рукоятка.
Аналогична описанной по конструкции и вьюшка для электрического кабеля. Она меньше по габаритам — диаметр барабана 1 20 мм, длина — 150 мм, диаметр щек 235 мм. Барабан вмещает 80 м кабеля, в нем удалось разместить штепсельный разъем, к которому подключается бортовой конец кабеля. Вьюшка при подключении кабеля к береговой сети навешивается на релинг.
Попутно еще о двух усовершенствованиях якорного устройства. Чтобы не путаться с буйрепом, томбуй на «Шансе» выполнен в виде катушки из пенопласта, на которую он наматывается. По оси катушки пропущен алюминиевый пруток диаметром 8 мм, заканчивающийся снизу открытой спиралью. Перед отдачей якоря мы просто отмечаем соответствующий глубине в месте стоянки отрезок буйрепа, закрепляем его сваечным узлом за спираль. Томбуй плавает почти вертикально над якорем; исключается опасность, что буйреп намотает на винт проходящего мимо катера.
На яхтах польской постройки становые якоря типа Данфорта имеют слишком короткий шток. Повысить его держащие свойства позволяют удлинители штока, представляющие собой две трубки длиной по 300 мм, соединенные между собой резиновым жгутом и надеваемые на концы штока.