Основные данные «Крыма-5»
Длина наибольшая, м | 4,2 |
Ширина наибольшая м | 1,8 |
Высота (с козырьком), м | 1,1 |
Вес, кг | 160 |
Пассажировместимость, чел. | 4 |
Допускаемая мощность ПМ, л. с. | 35 |
Скорость хода с полной нагрузкой, км/ч | 38 |
Габариты в сложенном виде, м | 3,5Х1,35X0,75 |
Ориентировочная цена, руб. | 700 |
Такие качества судна пришлись по душе и организаторам всевозможных парусных соревнований, тренерам. Парусную олимпийскую регату в 1980 году в Таллине, например, тоже обслуживали надувные мотолодки с жестким днищем.
В нашей стране такой класс мотолодок первыми решили выпускать специалисты ПО «Ярославрезинотехника». Опытные образцы судов дебютировали на водно-моторных соревнованиях на призы нашего журнала. А осенью прошлого года ярославцы представили приемной комиссии уже полностью готовый к запуску в серию образец. Он имеет небольшие размеры и приспособлен скорее для озерных условий.
Этой идеей заинтересовались и украинские судостроители, разработавшие проект морской мотолодки «Крым-5» с жестким корпусом из стеклопластика. Надувные борта-баллоны изготовили на Уфимском заводе РТИ им. М. В. Фрунзе. Новая мотолодка будет поставляться как по заказу Госкомспорта СССР для обслуживания соревнований и тренировок яхтсменов, так и в розничную торговлю.
«Крым-5» — это полноразмерная мотолодка с жесткой носовой палубой, рулевым управлением, носовым багажником, двумя передними раскладными креслами и деревянной кормовой банкой, сравнительно просторным для «пневматических» судов кокпитом.
Кресла крепятся к ровному стеклопластиковому пайолу специальными быстросъемными замками, поэтому их можно быстро снимать или передвигать в любое место кокпита. Для хранения мелочей под откидывающимися крышками сидений передних кресел оборудованы небольшие багажники. Топливный бачок, инструмент можно хранить под кормовой банкой.
Первые выходы в море (допустимое волнение 3 балла) убедили в надежности судна. Лодку можно круто вводить в повороты, не снижая скорости идти на кильватерную волну катера.
Одним словом, мотолодка перспективна, хотя и не лишена недостатков. У «Крыма-5» несколько затянутый выход на глиссирование, особенно с полной нагрузкой. Объясняется это в первую очередь наличием балластной цистерны, которая может заполняться водой или опоражниваться на ходу Дополнительный балласт улучшает управляемость на крутой битой волне, помогает справиться с резкой качкой на стоянке, уменьшает дрейф при боковом ветре.
«Надувнушка» оказалась довольно чувствительна к центровке. С полным экипажем (4 человека) под мотором «Вихрь-30» она глиссировала со скоростью около 36—38 км/ч. При встрече с волной имела тенденцию зарываться, несколько подтормаживаясь при этом. При пересаживании пассажиров на кормовую банку скорость сразу увеличивалась до 43—45 км/ч, а при движении «налегке» приближалась к 48 км/ч, причем брызги и водяная пыль не попадали даже на палубу.
У мотолодки нет стекла, но от ветра, брызг и заливания пассажиров и водителя надежно защищают ветроотбойный козырек и слом палубы, имеющей, кстати, нескользящее покрытие. Для удобства экипажа по краю козырька сделан металлический поручень. Однако обзорность из-за малой высоты передних сидений несколько ограничена. Как сказал конструктор «Крыма-5» В. И. Нелипа, серийные лодки от этих недостатков будут избавлены.
В цехе уже стояла новая матрица с измененными обводами. На килеватом днище наряду с двумя парами продольных реданов появился дополнительный — в носовой трети длины. Ватерлинии в носу сделаны более острыми, значит, встреча с волной будет менее ощутимой. Несколько увеличился и дифферент на корму при ходе с носовой загрузкой, что повысило скорость. Ощутимый выигрыш в скорости под полной нагрузкой дал и внесенный в обводы отгиб днища у скул в корме. Улучшились стартовые характеристики «Крыма-5».
До глубокой осени прошлого года создатели мотолодки продолжали «накатывать» морские мили, чтобы максимально доработать запускаемую в серийное производство новинку. Они задались целью и «согнать» лишний вес с конструкции лодки, усовершенствовать узел соединения стеклопластикового корпуса с надувными баллонами.
В нынешнем году судостроители должны сделать около 500 «Крымов». Более половины из них поступит в розничную продажу И будет очень хорошо, если владельцы нового для нашего прогулочного флота типа судов пришлют свои отзывы о «Крыме-5». Это позволит продолжить работу по улучшению его качества и более точно определить потребности рынка.