Как правило, на мотолодках ставят два однотипных подвесных мотора с одинаковым направлением вращения гребных винтов. Это не требует никаких переделок моторов, но судно, особенно с повышенной килеватостью днища, получает крен в сторону, противоположную направлению движения верхней лопасти винтов. Лодку уводит с курса, что требует постоянного отклонения руля и сопровождается потерей скорости движения.
Информация об изображении
Оптимальное направление вращения винтов при спаренной установке подвесных моторов
Поэтому в случаях, когда важно развить максимальную скорость, например в соревнованиях, один из моторов эксплуатируют на заднем ходу, заменив гребной винт на винт противоположного вращения.
Оптимальное направление вращения винтов при спаренной установке подвесных моторов
В последние годы за рубежом освоен выпуск некоторых мощных (150—250 л. с.) моторов одинаковых моделей, но с разным вращением винтов.
На глиссирующих двухвинтовых катерах и мотолодках оптимальным является вращение винтов «изнутри, через верх — наружу», когда потоки воды, захваченные лопастями, проходят снизу между винтами и выбрасываются под днищем катера к бортам. Соответственно винт правого мотора должен вращаться по часовой стрелке, т. е. быть правым, в винт левого мотора — против часовой стрелки, т. е. быть левым. В этом случае исключается засасывание винтами плавающего мусора с поверхности воды, что может привести к резанию предохранительного штифта гребного винта, а также прорыв воздуха к лопастям при крене лодки, который возникает при поворотах.
Если нужно определить, какого направления вращения имеющийся винт, положите его на стол и посмотрите на конец обращенной к вам лопасти. Если правая кромка лопасти выше, то это винт правого вращения, если выше левая — то левого. При этом не имеет значения каким торцом ступицы — передним или задним — винт лежит на стопе.
Попутно о выборе расстояния между осями подвесных моторов. Минимальное расстояние, при котором гребные винты не оказывают взаимного влияния на эффективность, для отечественных моторов равно 420 мм.
Разносить моторы шире, чем на 500 мм, также не рекомендуется: при резких поворотах лодка, особенно с обводами «глубокое V» получает крен, и к винту, расположенному близко к скуле, может прорываться воздух. Это вызовет работу двигателя «в разнос» и даже потерю управляемости, так как кавитирующий винт тяги практически не создает.