Перо руля и румпель
Руль — одно из основных устройств, служащих для управления лодкой; во время плавания им приходится постоянно работать при помощи румпеля. Руль эффективен только когда лодка на ходу, он может использоваться для управления по курсу либо как движитель или тормоз. Он также помогает снизить дрейф и должен иметь достаточную прочность, чтобы выдержать значительные нагрузки.
Большинство парусных швертботов оборудовано рулем с подъемным вращающимся пером, что дает возможность плавать на мелководье. Перо руля обычно погружается на 60 см ниже днищевой кромки транца лодки. Достаточное запалубление руля важно, так как по крайней мере часть пера должна оставаться в воде, когда лодка кренится. При плавании под парусом перо удерживается в погруженном положении при помощи резинового шнура или штерта, который крепится сбоку или на нижней части румпеля.
Части руля
Румпель соединяется с рулем при помощи муфты (1). Перо руля вращается между щеками баллера (2); его можно поднимать (3) или опускать (4). Сорлинь (5) удерживает перо руля в нужном положении.
Установка руля
Руль крепится по линии ДП к транцу при помощи двух специальных петель, каждая из которых обычно состоит из металлического стержня, вставляемого в соответствующее гнездо (петлю). Руль лучше всего навешивать до спуска лодки на воду.
Удлинитель румпеля
Большинство лодок снабжается удлинителем, шарнирно подсоединенным к румпелю таким образом, что рулевой может управлять лодкой, сидя достаточно далеко от транца и на любом борту Универсальный шарнир дает возможность обеспечить движение в любом направлении.
Шверты
Парусные лодки так легки, что их подводная часть оказывает малое боковое сопротивление ветру и воде. В прошлом при плавании под парусами для того, чтобы избежать бокового дрейфа, использовались весла или навешивающиеся на борта снаружи шверцы. однако вскоре поняли, что доска, помещенная в диаметральной плоскости корпуса, наиболее эффективна. На больших яхтах она приняла форму постоянного киля, но на маленьких лодках шверт — поднимающаяся деревянная или металлическая пластина, расположенная в водонепроницаемом колодце, представляет лучшее решение. Это может быть простая втыкающаяся доска (кинжальный шверт) или непрофилированный киль — шверт, который вращается относительно оси, закрепленной в передней части колодца. В любом случае заглубление шверта можно регулировать в зависимости от курса лодки относительно ветра. Например, чем круче к ветру идет лодка, тем большее требуется заглубление шверта; чем полнее относительно ветра курс лодки, тем меньше требуется погруженная в воду поверхность шверта.
Регулировка вращающегося шверта
Глубина погружения вращающегося шверта может регулироваться отклонением его вперед или назад. Шверт вращается в жестком фиксированном колодце. Им можно управлять при помощи снастей, проведенных на палубу, что позволяет экипажу управлять швертом, не меняя своего положения в лодке.
Кинжальный шверт
Кинжальный шверт наиболее распространен на самых маленьких лодках, так как он занимает много меньше места, чем поворотный шверт. Он скользит вверх и вниз в водонепроницаемом колодце, а удерживается в нужном положении резиновым шнуром. Нужно быть осторожным, когда шверт полностью поднят, так как как может его задевать при перемене галса.
Водоотливные средства
Перед выходом в плавание скопившуюся в лодке воду следует удалить, так как переливаюшаяся с борта на борт вода делает лодку трудно управляемой и может заметно снизить ее остойчивость. Откачивать воду можно вручную, используя пластиковое ведро, черпак и губку, или же при помощи патентованных осушительных средств. Некоторые лодки оборудованы автоматическими шпигатами, через которые вода удаляется, как только лодка набирает скорость. Гоночные швертботы обычно имеют в транцевой доске клапаны, через которые вода из корпуса свободно вытекает за борт. Проходное сечение клапанов достаточно велико, чтобы избавить лодку от избыточной воды очень быстро.
При вычерпывании воды вручную ее всегда нужно выливать через подветренный борт. Самоотливной шпигат работает автоматически, но клапан в транце нужно предварительно открыть при помощи специального тросика.
Приемы управления
Имеются четыре основных элемента парусной лодки — корпус, паруса, шверт и руль. Эти элементы должны быть сконструированы так, чтобы при правильном управлении ими лодка шла точно по нужному курсу. Но если по какой-либо причине взаимосвязь между этими элементами нарушена, это отразится на поведении лодки и она замедлит ход, будет приводиться к ветру или, наоборот, уваливаться.
Многие начинающие яхтсмены часто не понимают механики взаимодействия этих элементов, пользуются одним рулем — как наиболее активным средством изменения направления движения — ив результате не добиваются максимальной скорости своей лодки.
На этих страницах делается попытка разъяснить, каким образом различные силы влияют на поведение лодки. Весьма полезно узнать о них до того, как лодка спущена на воду. Любой яхтсмен, желающий понять основы управления яхтой, должен попрактиковаться в хождении на лодке без применения руля.
Сам корпус также помогает контролировать движение лодки. Если форма ватерлинии (погруженной в воду части корпуса) изменяется по какой-либо причине, это оказывает влияние на поведение лодки в такой же мере, как и другие средства управления.
Дифферент
Нос ровно — хорошо уравновешенная лодка имеет правильную удлиненную форму ватерлинии. Она развивает наибольшую скорость и не отклоняется от курса.
Нос опускается вниз — при экипаже, смещенном в нос, лодка имеет укороченную ватерлинию Нос зарывается в волну, лодка идет медленнее и приводится к ветру.
Нос поднят — с экипажем в корме лодка имеет короткую ватерлинию. Транец погружен в воду, лодка снижает скорость хода и уваливает.
Кренящие силы
Если лодка не имеет крена, форма ватерлинии симметрична. Но как только лодка получает крен (на ветер или под ветер), а также при плавании на волнении обводы ватерлинии изменяются, получается асимметричная форма. Та сторона корпуса, которая находится ближе к поверхности воды, образует более выгнутый обвод ватерлинии, а противоположная сторона лодки — обвод с меньшей кривизной. Руль и шверт оказываются расположенными не по линии симметрии, а смещенными ближе к спрямленной ватерлинии; лодка как бы соскальзывает на этот борт.
Крен от ветра. Когда лодка кренится от ветра, обводы ватерлинии становятся несимметричными и лодка приводится носом к ветру.
Крен от боковой волны. Когда волна подкатывает под борт лодки, то омывается наветренная сторона корпуса; лодка уваливает носом под ветер. Когда волна проходит, погружается подветренная сторона, лодка уходит на ветер.
Поворачивающие силы
Для того, чтобы понять, каким образом можно воздействовать на поведение лодки с помощью различных средств управления, рассмотрим положение лодки на каком-нибудь определенном курсе и выясним, как основные средства управления создают различные поворачивающие силы.
В крутой бейдевинд лодку следует вести с опущенным на три четверти швертом, румпелем в диаметральной плоскости (ДП) и с парусами, не выбранными до конца («в доску»). Лодка должна быть на ровном киле. Изменение настройки любого из средств управления вызывает поворот лодки на ветер или под ветер (лодка приведется или увалится).