Применение обычного метода вулканизации для ремонта резино-тканевых оболочек складных лодок, как правильно отмечают некоторые читатели журнала, имеет существенное неудобство. Пиротехнический состав, применяемый автомобилистами для нагрева заплатки из сырой резины, в условиях лодочного похода может отсыреть.
Поэтому можно дополнительно рекомендовать еще два довольно известных способа нагрева: при помощи расплавленного свинца и бензином.
В обоих случаях нужна чашка по размеру имеющейся струбцины. Автор использовал небольшую струбцину с чашкой из дюралюминия диаметром 56 мм и высотой 24 мм. Внутренней полости чашки нужно придать конусность, которая необходима для облегчения извлечения свинца. Нагревают свинец в отдельной посуде (обычно в консервной банке).
Поврежденное место на оболочке очищается рашпилем, напильником, наждачной шкуркой, теркой из жести консервной банки или скребется ножом, топором. Обезжиренная сырая резина накладывается на зачищенное место и прижимается дюралевой чашкой с помощью струбцины. Расплавленный свинец заливается в чашку. Когда свинец остынет, ремонт обшивки закончен.
Количество свинца зависит от марки сырой резины и подбирается опытным путем. Сделать это желательно дома, заранее.
Свинец обладает значительной теплоемкостью и после расплавления нагрев нужно прекратить, иначе будет перегрев резины.
При использовании бензина его наливают внутрь чашки и поджигают. В походных условиях применять этот способ мне не приходилось, только в мастерской.
Само собой разумеется, что замена заводского пиротехнического состава повышает возможность получения ожога, поэтому требуется повышенная осторожность и аккуратность в работе.
В походных условиях для постановки заплат на оболочку резиновой лодки можно использовать самовулканизирующиеся клеи типа СВ, клей Б88 или «Момент». В качестве временной заплаты, которая, конечно, не будет обеспечивать полной герметичности, можно применить лейкопластырь или липкую изоляционную ленту.
Технология ремонта с применением клеев подробно описана в №99.