Туристы-водники давно уже обратили внимание на имеющиеся в продаже легкие надувные емкости из поливинилхлорида (ПВХ). Большие мячи и так называемые «бревна» широко используются для повышения плавучести самых различных туристских судов. На парусных байдарках из зачехленных «бревен» делают выносные страхующие поплавки. Для обеспечения аварийной плавучести емкости из ПВХ закладывают в баллоны катамаранов и плотов.
Емкости из пленки ПВХ (ее толщина обычно 0,3 мм) достаточно прочны и при бережном обращении служат много лет. Для повышения их надежности сразу же после покупки необходимо заменить пробки патрубков. Заводские пробочки цилиндрической формы плохо держатся в отверстиях, пропускают воздух или выскакивают под нагрузкой из патрубка. Чтобы пробка сидела в патрубке плотно и надежно, она должна иметь несколько конусообразную форму. В качестве пробок хорошо использовать колпачки от школьных шариковых ручек.
Для защиты от механических повреждений емкости из ПВХ следует помешать в чехлы. Их можно сделать, в частности, из имеющейся в продаже легкой (70 г/м2) белой ткани маль-маль. Чехлы следует шить несколько меньше полностью надутой емкости, чтобы при больших нагрузках пленка не разрывалась и часть давления воспринималась чехлом. Светлые тканевые чехлы защищают также ПВХ от солнечных лучей, которые ускоряют старение пленки.
Ремонт случайных проколов и разрывов пленки не на сварных швах трудностей не представляет. Из такой же пленки или синей изоляционной ленты вырезают заплату и после очистки склеиваемых поверхностей ацетоном или бензином наклеивают на поврежденное место. Для ремонта вполне подходят имеющиеся в продаже клеи «Уникум» или «Феникс». Сложнее починить емкость, разорвавшуюся вдоль сварного шва. Такие разрывы случаются довольно часто, так как пленка у шва ослаблена сваркой и имеет разную толщину. Простое заклеивание или постановка заплаты в этом случае ничего не дают, и емкости с разрывами по шву туристы обычно выбрасывают.
Надежный ремонт разрыва пленки по сварному шву можно осуществить следующим образом. В сложенной по шву емкости аккуратно вырезают остатки сварного шва. Обрезанные кромки очищают изнутри ацетоном и промазывают клеем на глубину около 3 мм. Прижатые друг к другу края отверстия сразу же (до высыхания клея) сшивают вручную машинным «стачным» швом. Пленку сшивают самой тонкой из имеющихся игл короткими стежками, отступя 2 мм от края. Каждый стежок нужно слегка затягивать, но так, чтобы нитка не расширяла отверстия от иглы. Сразу же после сшивания шов протирают ацетоном и наклеивают на него с обеих сторон накладки.
Описанным способом можно ремонтировать разрывы любой длины. На рисунке показана ликвидация повреждения заводского шва, сваренного снаружи. На многих ПВХ емкостях есть швы, оказавшиеся внутри. После обрезания остатков шва его можно отремонтировать таким же образом.
Еще одно частое повреждение ПВХ емкостей — надрыв кончика патрубка. Для восстановления такого патрубка необходимо отрезать его кончик и наклеить на него патрубок от полностью изношенной емкости.