Мною разработан проект водоизмещающего катера длиной 8,4 м, шириной 2,3 м, водоизмещением 1,2 т, на котором я рассчитываю установить два двигателя типа «УД» мощностью по 9 л. с. при 3000 об/мин.
Расчеты показывают, что оптимальные гребные винты для этого катера должны иметь диаметр 320 мм при частоте вращения 1000—1300 об/мин. Но поскольку река наша мелководная, со множеством перекатов, осадка катера не должна превышать 0,4 м. Получить такую осадку с гребными винтами практически невозможно.
Остается вариант установки двух водометов, в котором я, правда, сомневаюсь. Если этот вариант возможен, помогите выбрать диаметр и шаг ротора и другие элементы движителя.
На сравнительно низкой скорости (около 15 км/ч), которую может развить катер таких размерений с двигателями мощностью 16—18 л. с., применение водометных движителей нерационально. Помимо усложнения конструкции катера, заметный процент мощности двигателей будет затрачиваться на преодоление гидравлических потерь в водоводах движителей, КПД установки будет низким.
В данном случае для уменьшения осадки катера нужно углубить гребные винты в открытые снизу тоннели в днище (см. эскиз). Для лучшей защиты винты можно снабдить поворотными кольцевыми насадками, которые одновременно будут выполнять роль рулей. Кроме того, насадки позволят увеличить полезный упор винтов, если кольца сделать профилированными.
Форма поперечного сечения тоннелей и конструкция их завися от материала корпуса. Сечение может быть округлым или трапециевидным — с расширяющейся наружу частью. Но во всех случаях важно, чтобы обеспечивался плавный подток воды к винтам, как показано на эскизе. Ширина тоннелей должна быть достаточной для беспрепятственного поворота насадок на угол до 40 на каждый борт. Расстояние В между валами принимается минимально допустимым по условиям обслуживания двигателей.
Для защиты насадок от ударов о грунт необходимо предусмотреть кормовой плавник — дейдвуд, погруженный на габаритную осадку катера — 0,4 м.
Подробные рекомендации по проектированию тоннелей гребных винтов можно найти в «КиЯ» №49.