Как уплотнить картер?
После замены у «Нептуна-23» кривошипно-шатунного механизма через стык половин картера сочится топливо. Как избавиться от этого недостатка?
Для сборки автомобильных и лодочных моторов, особенно при повреждении прокладок, я неоднократно и успешно пользовался «Автогерметиком» или силиконовой пастой, которые продаются в магазинах.
Слой герметика наносится на предварительно обезжиренные поверхности картер прокладки (или ее обломки), подсушивается 5—10 минут, затем детали стягиваются болтами.
Работа дизеля на керосине
Можно ли эксплуатировать дизель на керосине?
Важнейшим параметром топлива для дизелей является цетановое число (для бензиновых ДВС — октановое число), оно определяет жесткость и экономичность работы дизеля, а также его пусковые свойства.
Для нормального пуска и мягкой работы дизеля цетановое число (ЦТ) не должно быть ниже 45 (у летнего дизельного топлива ЦТ — 45, у зимнего — 50). Если оно ниже 40, то дизель плохо запускается даже при теплой погоде.
Керосин имеет ЦТ значительно ниже, даже смесь из летнего дизтоплива и керосина имеет ЦТ не более 35 единиц.
Поэтому допускается только кратковременная работа на смесях дизтоплива и керосина; дизель работает с характерным стуком и повышенной дымностью. Естественно, что такая эксплуатация ведет к повышенному износу всех деталей кривошнпно-шатунного механизма.
Для некоторых конкретных типов дизелей, например для «Ч 8,5/11», имеющих низкую степень сжатия и обороты, вредное влияние скажется в меньшей степени.
При эксплуатации дизеля на смеси керосина и соляра обороты придется снизить на 150—200 об/мин от номинальных; при работе только на керосине (например, в случае необходимости добраться до места заправки) в него следует добавить около 2% моторного масла.
Автомобильный двигатель на лодке
Можно ли использовать для автомобильного двигателя «МеМЗ-968» «-966», установленного на лодке, редуктор от мотора «Нептун-23»?
Крутящий момент у двигателя «МеМЗ-968 (966)» значительно превышает момент «Нептуна», поэтому такая установка не рекомендуется.
Советую изготовить «прямую» линию вала с гребным винтом или водометный движитель.
Для снижения оборотов гребного вала можно применить простой редуктор из двух звездочек и двойной роликовой цепи (готовые звездочки можно взять от мотоцикла «ИЖ» или газораспределительного механизма автомобиля «Москвич-412»).
Рекомендуемое передаточное число — 1,6—2,0.
Сделать такую редукцию можно и при помощи клиноременной передачи (6—7 ремней типа «Б», шириной по 17 мм).
Электронное зажигание для «Москвы-30»
Вот уже несколько лет я эксплуатирую мотор «Москва-30Э». Доволен теми эксплуатационными удобствами, которые в нем заложены. Прошу рекомендовать литературу по переделке контактной системы зажигания этого мотора на электронную.
Описание электронной системы зажигания для моторов «Москва-25», «-30» помещено в «КиЯ» №40, а в №84 можно ознакомиться с предложением по усовершенствованию этой ЭСЗ.
Расчет мощности двигателя
Как рассчитать мощность двигателя, если известны степень сжатия, частота вращения коленвала, рабочий объем?
Мощность двигателя внутреннего сгорания можно рассчитать, зная рабочий объем цилиндров, частоту вращения и среднее эффективное давление газов в цилиндре при рабочем ходе.
Для двухтактного двигателя
Для четырехтактного двигателя
где Vh — рабочий объем, л; n — частота вращения коленчатого вала, об/мин; Ре — среднее эффективное давление, кг/см2.
Среднее эффективное давление Р карбюраторного двигателя приближенно можно определить по формуле
где К — коэффициент, зависящий от конструкции двигателя. Для 4-тактных с верхним расположением распредвала — К=1,0: для верхнеклапанных со штанговым приводом — 0,86; для нижнеклапанных — 0,65. Для 2-тактных К=0,4.
е — степень сжатия.
У двухтактных двигателей отечественных подвесных моторов Ре=5÷7 кг/см2, а у четырехтактных маломощных двигателей Ре=6÷12 кг/см2.
Восстановление шатунного подшипника коленвала
На моем «Ветерке-12» разрушился шатун по подшипнику коленчатого вала, оказались испорченными и частично потерянными ролики игольчатых подшипников. Прошу сообщить номер ролика по каталогу, по возможности, путь их приобретения.
В шатунном подшипнике коленвала моторов «Ветерок-8» и «-12» используется игольчатый ролик ∅2,5X12,6 мм. Номер ролика по каталогу — 04. Подобные ролики используются в карданных подшипниках. Можно применить подходящий ролик от стандартного игольчатого подшипника, причем при длине ролика менее 12,6 мм можно установить двухрядный подшипник (см. «КиЯ» №115).
Рекомендую внимательно осмотреть (если возможно — и замерить) поверхности нижней головки шатуна и шейки коленвала. При разрушении роликов шатун и коленвал, как правило, становятся непригодными для дальнейшего применения: из-за перегрева снижается твердость поверхностей, нарушаются геометрические размеры отверстия и вала.
О переделке «Ветерка-8» в «Ветерок-12»
Слышал от знакомых, что можно пер делать «гВетерок-8» в 12-сильный. Хотелось бы получить подробную консультацию по этому вопросу.
Переделка 8-сильиого «Ветерка», имеющего рабочий объем двигателя 175 см3, в «Ветерок-12» с рабочим объемом 250 см3 невозможна. У этих моторов разные диаметры цилиндров; все детали кривошипно-шатунного механизма (блок цилиндров, поршень, шатун, коленчатый вал, картер, поршневые кольца, головка блока, клапанная перегородка) не унифицированы.
Одинаковыми для обоих моторов является подводная часть, система зажигания, система питания (кроме карбюратора), кожухи, детали пускового механизма.
Электронное зажигание для «Ветерка»
В моем «Ветерке-12» выпуска 1971 г. на маховике установлено 4 магнита, а не 3, как указано в руководстве по эксплуатации. Какую схему ЭСЗ можно применить для такого маховика?
В маховик моторов «Ветерок» заливается башмак с тремя магнитами. На механически обработанную внутреннюю поверхность маховика выходят не полюса магнитов, а листы башмака, охватывающего магниты.
Описание систем электронного зажигания для моторов «Ветерок» опубликовано в статьях «Серийное электронное зажигание» в «КиЯ» №73 и «Электронная система зажигания МБЭ-1 на базе магнето МЛ-10-2C» в №79.
Еще раз о схеме МБ-2
В «КиЯ» №121 была помещена консультация «Системы зажигания моторов "Вихрь"».
К сожалению, принципиальная схема электронного зажигания с магдино МБ-2, приведенная в ней, содержала неточности: не было обозначено соединение диодов V2, V3 и V6, V7 с цепью V1-R1-C1.
Приносим свои извинения и воспроизводим откорректированную схему.
Почему срезаются шпонки
Как избежать срезания шпонок гребного винта на «Нептуне»?
Срезание шпонок на ПМ «Нептун-23» — дефект довольно распространенный.
Основная причина — неустойчивая работа мотора на малых оборотах которая является следствием слабой искры, неэффективной продувки и работы карбюратора, износом сальников коленвала. Замечено, что чрезмерное погружение подводной части ПМ, характерное для мотолодок с обводами «глубокое V», также ухудшает его работу на малых оборотах.
Увеличить напряжение в системе зажигания во время запуска и работы на полном газу можно за счет рекомендаций, приведенных в «КиЯ» №84 («ЭВМ, пила и магнето»), №108 и №124 («Рекомендации по доработке трансформаторов ТЛМ»).
Наконец, можно попытаться установить (за счет регулировки нижнего положения дросселя) минимально возможные устойчивые обороты. После включения реверса нужно сразу прибавить обороты, а потом, при необходимости, сбросить.
«Вихрь» в стационарном варианте
Можно ли эксплуатировать двигатель мотора «Вихрь» в горизонтальном положении и как стационарный?
Двигатели моторов «Вихрь» являются универсальными. Известно много случаев применения их в стационарном варианте для привода водяных насосов, электрических генераторов и даже на самодельных автомобилях. Устанавливают их на тяжелых хозяйственных лодках и яхтах в стационарном варианте.
Двигатель может работать практически в любом положении. Единственным обязательным условием является вертикальное положение карбюратора.
Не рекомендуется устанавливать какие-либо проставки между картером двигателя и карбюратором, так как это отрицательно сказывается на качестве распыления топливной смеси.
Алюминиевые гильзы вместо чугунных
Есть ли смысл делать алюминиевые гильзы цилиндров с последующим хромированием зеркала?
Вопрос чрезвычайно серьезный, но автор письма не сообщает о причинах его интереса к нему.
Некоторые зарубежные фирмы, например шведская «Вольво-Пента», изготавливают подвесные моторы с алюминиевым блоком и хромированным зеркалом цилиндров. В отлаженном производственном процессе это имеет смысл, так как снижаются вес мотора, трудоемкость изготовления и стоимость.
В индивидуальном порядке изготавливать одни блок или менять чугунные гильзы на алюминиевые чрезвычайно трудно, при положительных результатах вес мотора уменьшится всего на 2—3 кг. В случае даже самого незначительного «шелушения» хрома двигатель заклинивает. Поэтому рекомендовать такую замену, очевидно, нецелесообразно.
Причина поломок торсионного вала
На моем моторе систематически скручивается торсионный вал (2.002-001). За сезон сменил 5 штук. Почему это происходит?
Торсионный вал у «Вихрей» имеет достаточную прочность для передачи крутящего момента. Систематическая поломка его может происходить только вследствие заклинивания шестерен редуктора, при отсутствии опоры (подшипника) в нижней крышке картера или его разрушении.
Опоры дейдвудной части
Я приобрел дейдвуд мотора «Вихрь-30», но в нем отсутствуют опоры 2.229-000 и 2.230-000, в продаже их нет. Прошу уточнить бывают ли они в магазинах?
Заинтересовавшие автора письма опоры дейдвуда весьма редко требуют замены, поэтому, естественно торгующие организации приобретают их мало.
Как обкатать мотор?
Как правильно обкатать новый мотор и какую марку масла применить?
Наиболее важным фактором, влияющим на долговечность мотора, является его правильная обкатка, во время которой происходит приработка рабочих поверхностей всех деталей.
Холодная приработка для моторов семейства «Вихрь» не предусматривается, вполне достаточно правильно проведенной обкатки в соответствии с рекомендациями инструкции по обслуживанию. Для приготовления обкаточной горючей смеси рекомендуется применять следующие масла: АСЗп-10; ТУ38 101267-72 или М-8А ГОСТ 10541—78 в количестве 1 литр на 20 л бензина.
Материал шестерен
Из какой стали изготавливаются шестерни редуктора?
Шестерни редуктора изготавливаются из высоколегированной стали 12X2H4A, цементируются и закаливаются до твердости HRC=57.
Диаметры жиклеров
Прошу сообщить, каковы диаметры жиклеров у карбюраторов семейства моторов «Вихрь».
Главным фактором дозирования топлива в топливо-воздушной смеси карбюратора являются диаметры отверстий в жиклерах.
Однако действительное количество проходящего через жиклер топлива определяется не величиной диаметра, а фактической проливкой через жиклер, которая обеспечивается путем необходимой развертки заданных диаметров.
Диаметры отверстий жиклеров под проливку следующие.
«Вихрь-30»: главный топливный — 1,3 мм; воздушный — 0,4 мм; подсос — 0.6 мм, холостого хода — 0,6 мм.
«Вихрь-М»: главный топливный — 1,25 мм; воздушный — 0,4 мм; подсос — 1,45 мм; холостого хода — 0,6 мм.
Крепление маховика на валу
Прошу опубликовать размеры конусного соединения маховика с коленчатым валом. Можно ли восстановить их поверхности?
При необходимости ремонта конусных поверхностей маховика и коленчатого вала следует иметь в виду, что это весьма ответственная операция, от точности выполнения которой зависит степень вибрации двигателя и прочность хвостовика коленвала. Поэтому конусные поверхности следует выполнять очень тщательно, обеспечивая почти полное их прилегание друг к другу.
Как выпрессовать гильзы из блока?
Прошу разъяснить, как выпрессовать гильзы из блока ПМ?
При необходимости замены гильз блок предварительно нагревается в термошкафе до t=160÷180 °С, затем гильзы выпрессовываются со стороны нижнего торца блока.
Запрессовка производится также в предварительно нагретый блок, но со стороны верхнего торца. При этом следует особенно тщательно следить за совпадением окон гильзы и блока. Запрессовка осуществляется с обеспечением натяга в 0,3—0,35 мм.
Например, у двигателя «Внхрь-30» гильзы изготавливаются по наружному диаметру 82,4—0,05, отверстие в блоке 84,4+0,5.
Можно ли применять маховик от магдино МВ-1 для магдино МБ-2?
При эксплуатации «Вихря-30» столкнулся с такой проблемой: можно ли применять маховик от магдино МВ-1 для магдино МБ-2?
Маховики обеих систем совершенно разные. Контактная система зажигания МВ-1 может комплектоваться только своим маховиком 4.119-700 (3.119-701), а электронная бесконтактная МБ-2 — только своим маховиком 4.121-000.
Можно ли демонтировать систему освещения?
Можно ли снять детали системы освещения на маховике и на основании магдино? Увеличатся ли за счет этого обороты коленчатого вала?
В маховиках всех конструкций контактных и бесконтактных систем зажигания снимать детали системы освещения нельзя, так как это резко нарушит условия балансировки. В электронном зажигании МБ-2 и контактном МВ-1 соответствующие катушки сиять можно. Однако это никакого влияния на частоту вращения коленвала не окажет. У моторов с электронной системой МБ-2 вообще невозможно резко увеличить частоту вращения сверх допустимой.
Почему не выпускаются мощные моторы?
Почему до сих пор не разработаны и не изготавливаются моторы больших мощностей?
Заводским КБ по лодочным подвесным моторам КМПО нм. М. В. Фрунзе были разработаны и прошли испытания подвесные моторы мощностью 40 и 60 л. с., а также трехцилиндровый мотор «Вихрь 45» с большой степенью унификации с мотором «Внхрь-30»
К сожалению, снижение спроса на моторы в период 1982—1985 гг. и значительные ограничения в ряде мест на эксплуатацию мотолодок уменьшили заинтересованность торгующих организаций в этих моделях и промышленность к производству их не приступает.
Причина сильной вибрации
При движении лодки возникла сильная вибрация. отчего?
Прежде всего, проверьте работоспособность свечей зажигания — обе должны быть горячими.
Чаще всего повышенная вибрация при движении лодки возникает из-за нарушения балансировки гребного винта, в результате поломки его лопасти или выкрашивания металла на ее концах. Бывает, что винт задел песчаную отмель или водную растительность. В этом случае профиль лопасти (или лопастей) нарушается, но внешним осмотром обнаружить это нарушение невозможно.
Поэтому если свечи исправны, следует заменить гребной винт. Затем нужно снять маховик и осмотреть наличие и прочность крепления его башмаков.
Если эти рекомендации пользы не принесут, следует разобрать двигатель и осмотреть состояние его деталей.
Приспособление для сборки-разборки коленвала ПМ «Вихрь»
Это приспособление, легкое и простое в изготовлении, я включил в состав инструментов, которые всегда беру с собой в дальние походы. Состоит оно из четырех деталей. Полукольцо 1 вырезается из выточенного на токарном станке кольца. Оно накладывается на среднюю часть картера для разметки четырех отверстий диаметром 6,5 мм под винты. Бобышка 2 представляет собой стальной брусок с размерами 20Х22Х65 мм, в котором сверлят два отверстия и нарезают в них резьбу М12. Ось одного отверстия перпендикулярна бобышке 2, второе располагается под углом 45 D к первому. Первое отверстие используется при разборке, второе — при сборке.
Ручка 3 с размерами 8Х20Х400 сваривается вместе с двумя другими деталями, как показано на эскизе. Четвертая деталь — это болт М12Х90.
Описываемое приспособление служит для удержания коленвала при отворачивании и заворачивании стяжного болта. Ключ для работы со стяжным болтом я также сделал своей конструкции (см. эскиз). Материал ключа — сталь 40ХН2МА; деталей приспособления — сталь 45.
Приспособление для удаления сорванных штифтов
Менять срезанные штифты гребного винта при помощи молотка и выколотки весьма неудобно, особенно если это приходится делать на плаву.
Сделайте простое приспособление для удаления злополучных остатков штифтов без особых усилий — это можно делать одной рукой. И что еще важно — редуктор не подвергается разрушительным ударам молотком по гребному валу.
Устройство приспособления ясно из чертежа. Оно состоит из фрезерованного хомутика 1, который надевается на гребной вал, винта 2 с воротком 3. В хомутике имеется паз, через который можно центровать наконечник винта 2 точно по выпрессовываемому штифту.
Несколько оборотов воротком и штифт удален.
На концы воротка нужно надеть шайбы 4 ∅12X5, затем концы расклепать.
Шарнирное крепление штуртроса для моторов «Вихрь»
За первые два года эксплуатации мотора «Вихрь» с традиционным креплением узлов дистанционного управления к передней ручке поддона (деталь 4. 125. 021) я сломал их несколько штук. При сильном откидывании мотора ручка наскакивает на рукоятки струбцин крепления подвески к транцу и происходит поломка ручки. Если в штуртрос не включены амортизационные пружины, то при крутом развороте в некоторых случаях поломка ручки происходит из-за сильного рывка троса. Бывает иногда, что ломается поддон мотора — деталь дефицитная и дорогая.
У меня возникла идея устранить этот недостаток, сделав откидной румпель для штуртроса вместо ручки. Устройство его ясно из прилагаемого эскиза. Деталь 5 — ограничитель поворота румпеля в вертикальной плоскости — нужно приварить к ушкам 3 так, чтобы румпель надежно фиксировался в горизонтальном положении и не цеплял за рукоятки струбцин.
Изготовив детали, необходимо посадить ушки 3 и втулку 2 на ось 4 и приварить ушки к планке 1 так, чтобы румпель свободно вращался в вертикальной плоскости. Затем снять румпель и ось и проварить ушки изнутри, зачистить сварные швы.
Сняв с мотора заднюю ручку, на ее место ставят собранное приспособление и крепят его болтами, завинчиваемыми в те же отверстия.
Штуртрос можно закрепить болтом через продольный паз в румпеле обычным способом, но я сделал специальное приспособление, которое является одновременно талрепом для натяжения штуртроса.
Доработка системы зажигания с магдино МВ-1
В «КиЯ» №123 была опубликована заметка Г. Пивова «Улучшение запуска моторов «Вихрь» с магдино МВ-1. Предлагаю дальнейшее усовершенствование предложенной схемы подключения катушек освещения к системе зажигания.
Кнопка «Стоп» на поддоне мотора демонтируется и на ее место устанавливается сдвоенный трехпозиционный переключатель (тумблер), имеющий три фиксированных положения: «пуск», «стоп» и «работа».
В положении «пуск» катушки освещения подключаются параллельно катушкам зажигания, увеличивая тем самым энергию, поступающую на трансформаторы.
После запуска двигателя тумблер переводится в положение «работа»; катушки освещения отключаются от системы зажигания, ток, проходящий через контакты прерывателя, уменьшается (работа системы зажигания происходит по обычной «штатной» схеме).
В положении «Стоп» катушки зажигания «закорачиваются» и искрообразование прекращается.
Если катушки освещения не используются для питания потребителей, то можно вместо двух конденсаторов С3 и С4 использовать один, включив его параллельно катушкам освещения (на схеме показано пунктиром).
Если при сборке схемы искра отсутствует, то необходимо концы катушек поменять местами.