Первое. Так и хочется думать, что сконструировав отличную лодку, ее главные создатели поручили малосведущим конструкторам подумать над тем, как перевозить «Автобот» на автомобиле.
Информация об изображении
Для защиты багажа от дождя и брызг носовая оконечность закрывается быстросъемным тентом
Столкнувшись с плодами этой работы, я понял, почему в «КиЯ» №101 писалось: «Конструкторы «Автобота», стремясь уложиться в автомобильный вес (не более 65 кг), пошли по очень оригинальному пути: чтобы избавиться от веса самого автомобильного багажника, они отказались от него вообще, а крепить лодку к крыше автомобиля задумали при помощи специальных штанг. С конструкцией штанг у изготовителей долго что-то не ладилось. Наш «Автобот» попросту их не имел».
Для защиты багажа от дождя и брызг носовая оконечность закрывается быстросъемным тентом
Если бы и имел, то воспользоваться ими испытатели не рискнули бы. Можно ли отважиться водрузить на крышу автомобиля тяжелый пакет, опирающийся на высокие «козьи ножки» с узенькими «копытцами»! Чтобы они подкосились, достаточно даже не очень резкого торможения, не очень большого ухаба, спуска и водоему.
Сразу же, в день приобретения лодки, пришлось взять в руки газосварочный аппарат. Стойки я укоротил, в отрезанных концах просверлил отверстия под захваты и приварил сбоку, а к концам укороченных стоек приварил, как у автомобильных багажников, кусочки прута. Уменьшение высоты и увеличение площади опоры на желобки кузова автомобиля сделали багажник более устойчивым, но после нескольких выездов мне захотелось придать ему еще больше жесткости, так как я согласился еще с одним выводом статьи о редакционной «мерной миле»: «Автобот» — лодка сезонной сборки. Я пришел и выводу, что секции надо сварить между собой.
В стандартном металлическом гараже лодку вместе с багажником я подтягиваю под потолок на веревках. Машина под ними проходит свободно. А при погрузке я опускаю лодку, устанавливая стойки в желобки автомобиля.
Из-за необходимости возить лодку в собранном виде надо было делать длинный багажник. Сделал я его из стального угольника, приварив таи, что лодка надежно удерживается от бокового смещения. Четыре захвата пропускаются через отверстия в поперечных штангах. Сварная задняя рама багажника через два дюралевых угольника опирается на задний бампер. На верхних углах, в месте соединения с горизонтальной рамой багажника, установлены обрезиненные ролики из разрезанного пополам ролика для накатки фотоснимиов. Рядом с ними выпущены на 5 см вверх ограничители, препятствующие сходу бортов с роликов во время погрузки лодки сзади машины на багажник силами одного человека. Вдвоем лодку обычно грузим сбоку.
Но надо было позаботиться и о том, чтобы «Автобот» был удобным на воде. Наши приднестровские и придунайские плавни летом сильно зарастают, во время плавания под мотором нередко приходится очищать винт от намотавшейся травы и водорослей.
Я свой «Ветерок-12Э» по чертежам Ф. П. Михеева из «КиЯ» №69 переоборудовал в водомет. Вместо ручного привода стартера установил электрический — от пускача трактора Направление вращения стартера пришлось поменять. Крышку стартера с бендиксом снял, выточил новую — простой диск. На валик посадил втулку по внутреннему диаметру штатной шестеренки ручного привода стартера. Просверлил отверстие для шпильки, поднимающей шестеренку для соединения с венчиком маховика магнето. Поставил демпферную пружину. То есть, принцип включения стартера остался прежним. Правда, удар при этом сильнее. На случай выхода из строя зубьев я купил запасные три шестеренки и маховик. Прошло два сезона замена не потребовалась, хотя забоины на зубьях есть.
Приборы дистанционного управления «Автоботом» смонтированы слева на панели, выпиленной из пятимиллиметрового дюралевого листа и прикрепленной двумя удлиненными болтами на стыке средней и задней секций. Трапециевидное рулевое колесо обрезал, оставил только спицы (их две) и часть обода между ними. Такой руль не выступает выше бортов, что важно при перевозке.
На панели установлены кнопка включения электростартера (через обычное стартерное реле), кнопка «стоп», тумблер дистанционного включения подсоса карбюратора, розетка для подключения переноски, включатель носовой фары, прибор и сигнальная лампа контроля температуры двигателя. Рядом на борту — рычаг газа На задней стенке — выпрямитель переменного тока для подзарядки аккумулятора. Аккумулятор автомобильный, который во время плавания снимаю с «Жигулей». Тросик рулевого управления проложен по левому борту и по роликам, расположенным на задних углах лодки. Поддон под стартером вырезал. Капот, хоть немного и смещается от штатного положения, но ложится на место, даже защелкивается.
Воспользовавшись тем, что борта лодки имеют излом, я изнутри на болтах укрепил стойки дуги палубы (из тонкой прорезиненной ткани). На время транспортировки дуга опускается внутрь лодки, палуба, в которую по периметру вшит резиновый жгут, снимается с борта и укладывается в лодку. Убирается в лодку и тент: его две опоры вставлены в трубчатые стойки, привинченные к излому борта. Спереди тент в рабочем состоянии крепится двумя веревками и дуге палубы. Весла во время перевозки укладываются под лодкой на поперечины багажника и привязываются и ним. Сиденья, которые, как известно, прикреплены к лодке шарнирно, во время транспортировки упираются в весла. Чтобы обезопасить крышу автомобиля от случайных повреждений при перевозке, под лодку советую подкладывать лист фанеры.
Для удобства переноски лодки и ее погрузки и транцу я прикрепил две дюралевые ручки.
О мореходных качествах «Автобота» не пишу: всем известно, что они прекрасны.