В «КиЯ» часто упоминаются случаи потери продольной устойчивости и опрокидывания гоночных катамаранов.
По моему мнению, проблему можно решить, выполнив мостик, соединяющий спонсоны, в виде двух крыльев типа тандем, с авиационным профилем сечения. Переднее крыло должно иметь тонкий профиль большой кривизны, у которого при увеличении угла атаки подъемная сила быстро падает. Кормовое крыло должно иметь толстый профиль и располагаться под небольшим углом атаки и набегающему потону. В этом случае можно достичь эффекта автоматической стабилизации движения катамарана по углу тангажа (дифферента).
Можно также носовое крыло снабдить на задней кромке управляемым элероном, причем таким, чтобы можно было независимо управлять правой и левой частью крыла. Тогда помимо продольной устойчивости можно будет компенсировать и опасный крен лодки, возникающий при крутых поворотах.
Конструкторы гоночных катамаранов широко пользуются аэродинамическими принципами для стабилизации движения. Однако поскольку глиссер движется на границе двух сред, одна из которых напоминает разбитую булыжную мостовую, решение задачи оказывается более сложным, чем в случае экраноплана или самолета.
Главная проблема — предотвратить резкое увеличение подъемной силы в носовой части мостика-крыла, которое получается в случае подскока корпуса на «шальной» волне или внезапного порыва ветра Поэтому профиль мостика выбирают таким, чтобы получалась небольшая аэродинамическая сила, прижимающая нос к воде. За счет элерона получить это довольно сложно. А главное — гонщик уже имеет в своих руках штурвал и ручку «газа», его внимание сосредоточено на соперниках и ведении гонки. Вряд ли он сможет еще управлять такой тонкой вещью, как элероны. Малейшая ошибка обернется взлетом или опрокидыванием через борт.
Что касается дополнительного крыла-стабилизатора, то предлагаемое его расположение нельзя признать приемлемым ни с точки зрения безопасности при столкновении с другим судном, ни с точки зрения аэродинамики. Оптимальное место, которое занимают аналогичные стабилизаторы на глиссерах неограниченного класса и «дрэгботах», — близ транца, на достаточной высоте над корпусом.