Часто можно наблюдать, как вытаскивают на берег шлюпки и катера тягой за их носовые фалини 2. При этом составляющей тяги F корпус судна растягивается, что может привести к нарушению водонепроницаемости обшивки или прочности соединений. Вертикальная составляющая D прижимает нос судна к катку 1, что затрудняет его движение на берег.
Советую вытаскивать судно на берег с использованием браги 3 — растительного или синтетического троса, обнесенного вокруг корпуса судна и подвешенного при помощи концов 4 снаружи. Наклон петли браги к линии киля под некоторым углом а имеет важное значение. У форштевня ходовой конец браги крепят к ее коренному концу незатягивающимся (калмыцким) узлом так, чтобы брага при тяге не соскальзывала вверх. При натяжении брага равномерно обжимает корпус судна, а сила D, теперь направленная вверх, приподнимает нос судна, благодаря чему уменьшается давление на каток и этим облегчается вытаскивание суды.
При наличии на берегу прочных деревьев или каких-либо свай, ферм, опор и т. л. работу по вытаскиванию судна можно значительно облегчить Для этого надо обтянутый трос браги свободно опереть на дерево 6, а ее ходовой конец 5 закрепить к дереву 7. Посередине участие троса между деревьями прикладывают силу Р, направленную под прямым углом к тросу. При этом согласно закону разложения сил по правилу параллелограмма на трос действуют две силы 7, величина которых растет с увеличением угла В и существенно превышает силу Р. После перемещения судна вперед трос вновь обтягивают, крепят к дереву 7 и все повторяют, как указано выше. Усилие Р можно еще увеличить, если использовать тали, которые следует закладывать гаком за конец 5 посередине расстояния между деревьями.