Трап-кронштейн
Для высокобортных крейсерских яхт, использующих в качестве вспомогательного двигателя подвесной мотор, предлагаю конструкцию трапа-кронштейна. Он имеет три положения: походное (а), кронштейна для мотора (б) и эксплуатационное (в). При указанных на рисунке размерах трап пригоден для установки на транце высотой 800 мм. Он изготовлен из труб диаметром 20 мм, расстояние верхней кромки подмоторной доски 5 от поверхности воды — около 300 мм.
В трубах опорной части 1 между первой и второй перекладинами прорезан сквозной паз для болтов М8, укрепленных на откидной части 2. Ось этих болтов отстоит от транца на 150 мм. Для удобства подъема откидная часть имеет обушок 4 для тросика 3. К откидной части со стороны, обращенной к воде, можно прикрепить брезент для предохранения от падения в воду мелких деталей и инструментов при работе с мотором на кронштейне.
Для удобства швартовки
Американская фирма «Дэвис инстраментс» выпустила простое приспособление, облегчающее швартовку высокобортных яхт и катеров к бону. С его помощью можно надеть швартов на утку или пал, не сходя с палубы судна.
Приспособление состоит из проволочных «усов», закрепленных на обойме, которая насаживается на свободный конец отпорного крюка, дюралевой трубки или же деревянной палки диаметром 25 мм. Концы «усов» вставляют внутрь петли на швартове, что позволяет удерживать петлю в расправленном состоянии (диаметром примерно 400 мм).
Когда швартов заведен, достаточно потянуть на себя отпорный крюк, чтобы освободить «усы» от троса.
Для отвинчивания скоб
Ключ для завинчивания и отвинчивания такелажных скоб полезно иметь в кармане каждому яхтсмену. Его несложно сделать из стальной полосы толщиной 3—5 мм и шириной около 20 мм.
В полосе выпиливаем продольный паз переменной ширины под плоскую головку нагеля скобы. Благодаря сужению паза ключ подходит для головок разных толщин.
На одном конце ключа просверливается отверстие диаметром около 5 мм для шнурка, который надевают на руку.
Чтобы не поранить руку, все острые кромки ключа следует отшлифовать напильником.
Ремень и парусная доска
Описываемое приспособление существенно облегчает переноску парусной доскн на суше. Оно представляет собой петлю из капронового или брезенто ого ремня шириной 30—40 мм и длиной около 3 м. Такой ремень можно сшить из нескольких слоев прочной ткани. Сшив концы ремня вместе, полученную петлю пропускают через швертовый колодец. Один конец петли надевается, как показано на рисунке, на одно плечо, второй — на другое. Положение петли в колодце подбирается так, чтобы доска находилась в равновесии, хотя некоторые спортсмены считают, что носить доску удобней, если ее корма немного перевешивает. Мачту с парусом и гик переносят в другой руке.
После того, как я стал применять это приспособление, мне не составляет труда переносить «Мустанг» на сотни метров по пересеченной местности даже после нескольких часов тренировки при свежем ветре.
Если концы ремня не сшивать, а соединять при помощи разъемного замка, то его можно использовать в качестве буксирного конца. А если снабдить петлю зацепами, как это описано в статье П. Д. Пастухова «Виндсерфинг и трапеция» (см. «КиЯ» №85), то можно прокатить ее в трапецию В этом случае длину петли надо подбирать индивидуально или делать ее регулируемой.
Трубка вместо блока
Обрезок трубки подходящего диаметра из нержавеющей стали или латуни с успехом может заменить врезной блок грота-фала или направляющие блоки штуртроса на моторной лодке.
Как видно из эскиза, такое приспособление легче изготовить, чем выточить шкив и сделать остальные детали блока обычной конструкции. И что особенно важно — трос в нем никогда не заклинивает что нередко случается со шкивами грота-фалов и штуртросов.
Важно только согнуть трубку по достаточно большому радиусу — не менее чем 16 диаметр в стального или 8 диаметров капронового троса.
Самодельные коуши
Тем, кто занимается постройкой или ремонтом парусной оснастки, предлагаю простой способ изготовления коушей для заделки в огоны стоячего такелажа и пр.
Из оцинкованной жести толщиной 0,9 мм нарезают заготовки. Используя простое приспособление, состоящее из стальной матрицы и стержня по диаметру троса заготовке придают форму желоба. В качестве стержней я применяю сварочные электроды разных диаметров. Для гибки коуша в тиски зажимаются два болта нужного диаметра. На один болт навинчиваются две гайки так, чтобы зазор между ними превышал диаметр формовочного стержня на две толщины материала заготовки. Второй болт служит упором.
В заготовку вкладывают стержень и в таком виде вставляют ее в зазор между гайками. Прижав один конец ее к упору, загибают заготовку вместе со стержнем до совмещения концов. После чего, распрямив стержень, его вынимают из коуша, а коуш снимают с болта, вывернув верхнюю гайку.
Изготовленные таким способом коуши не уступают фабричным.
Регулируемая трапеция
Предлагаемую конструкцию можно сделать буквально «на подоконнике» — в домашней мастерской. Крышки трапеции из дюралевых пластин δ=1 мм обрабатывают в пакете, скрепленном винтами М5 через технологические отверстия ∅5 мм.
Собрать устройство можно любым из трех способов. В вариантах «в» и «г» применяются только слесарные инструменты, а способ «д» требует токарной обработки: из трубки 8Х2 нужно выточить втулки с буртиками.
Предложенное приспособление рассчитано на проводку капронового троса диаметром 6 мм. Эта конструкция применялась не только как регулируемая трапеция.
Нож спасает от водорослей
В журнале №127 опубликовано описание ножа для активной очистки подводной части подвесного мотора от водных растений. Водномоторникам, плавающим по заросшим водоемам, адресовано и мое приспособление.
Нож, установленный в передней части редуктора, при движении лодки частично режет водоросли, а основную их массу отбрасывает вниз, не давая «повисать» на корпусе редуктора.
Нож изготавливается из нержавеющей стали толщиной 1 мм и крепится к корпусу винтами М3 с потайной головкой. После сборки полость ножа заливается эпоксидным клеем с наполнителем, поверхность выравнивается эпоксидной шпаклевкой и зачищается.
Универсальный конек для буера
Три года назад буеристы Кронштадта испытали новую конструкцию коньков на буерах класса «DN». Они отличаются от обычных щитовых коньков только тем, что между скользящим полозом, изготовленным из стального угольника 15X15 мм, и деревянным брусом, склеенным из четырех дубовых реек 26X26X800 мм, нужно проложить пластину из винипласта размерами 4X120X800 мм и стянуть весь пакет при помощи гаек с шайбами, которые надеваются на три шпильки М8Х110.
Буер, оснащенный такими коньками, легко управляется даже при ветре 16 м/с. может ходить по снегу и насту. На нем можно проводить тренировки независимо от состояния ледовой дороги — был бы ветер!
Отверстия под муфту сверлятся точно так же, как и на щитовых коньках. Для увеличения срока службы коньков мы ставим в местах крепления муфт стальную пластину с размерами 2Х100Х140 мм.
Сверло под шурупы
Таким сверлом можно сделать за один проход сразу два отверстия разных диаметров — под резьбовую и гладкую часть шурупа — и зенковку под головку.
Сверло делается из листовой стали толщиной 1,5 мм. Сначала вырезаем лезвие 1, которое имеет три участка: шириной а — по головке шурупа, Ь — по диаметру гладкой части шурупа и с — по диаметру, измеренному на середине нарезанной длины шурупа.
Вырезав лезвие, заостряем его края надфилем, затем части с размерами бис поворачиваем вправо на угол около 5°.
Из прутка диаметром 6 мм делаем стержень 2 длиной около 30 мм; он предназначается для крепления сверла в патроне дрели. На конце стержня делаем напильником паз шириной 1,5 и глубиной 7 мм, в который вставляется верхняя часть сверла и склепывается с ним заклепками 3 диаметром 2,5 мм.
Сверло затем необходимо закалить.
Примерные размеры таких сверл для шурупов диаметром 4, 5, 6 и 8 мм приведены в таблице (размеры d и е соответствуют длинам гладкой и нарезанной частей шурупа).