Два года назад я оказался в числе двух десятков счастливцев, которые стали первыми обладателями мотолодок «Обь-3» в Ульяновске.
Куйбышевское водохранилище в районе города — настоящее море. Полутораметровая волна и сильные ветры у нас не редкость, особенно осенью. Не всегда легкой бывает швартовка к берегу, который в районе города вымощен бетонными дамбами. В таких условиях и была испытана коллективом ульяновских водномоторников новая модель мотолодки «Обь-3». Впечатления о ней самые благоприятные. Единодушно наше мнение о красивом внешнем виде «Оби-3», о высоком качестве изготовления, прежде всего о клепке. О других достоинствах этой мотолодки подробно рассказывалось в «КиЯ» №120 в статье «Новая лодка из Сибири».
Тем досаднее конструкторские просчеты, которые приходится исправлять и переделывать. Почти весь первый сезон мы провели в таких заботах. В наших условиях, к примеру, эксплуатировать лодку без колес невозможно. Колеса должны легко и быстро крепиться к корпусу, что необходимо для выкатывания лодки на дамбу с помощью лебедки и транспортировки ее к месту стоянки. С этой точки зрения очень полезно было бы выпускать лодку в двух-трех модификациях, отвечающих различным условиям эксплуатации.
Штатная дюралевая накладка форштевня от постоянного трения о бетонную набережную быстро истирается, поэтому необходимо ее усилить. Очень желательно в наших условиях иметь лодку с более высокими (как у «Оби-З-спорт») бортами, с подмоторной нишей под один мотор и удобными кормовыми багажниками, в которых умещались бы три 20-литровые канистры.
Неудобно управлять лодкой при поставленном тенте. Из-за низкого лобового стекла приходится горбиться и садиться чуть ли не на слани. Большие неудобства испытывает гребец: если спинки сидений не опущены, то во время работы веслами приходится вставать.
Неудачна, на наш взгляд, конструкция однорычажного ДУ. Ход рукоятки очень тугой, т. к. приходится тянуть одновременно 4 троса и рычаги управления реверсом и газом. Алюминиевый кронштейн ДУ деформируется, возникают перекосы в зацеплении, не ощущается четкой фиксации момента включения реверса. Как результат — вся конструкция быстро разрегулировывается. Большинство владельцев отказалось от включения реверса, выбросило часть деталей. В итоге реверс включают вручную, а на рычаг газа ставят возвратную пружину. Причем, конструкция ДУ предназначена только для моторов семейства «Вихрь», а у меня, например, «Нептун-23». Поэтому я сделал собственную конструкцию ДУ по несколько переработанным чертежам «КиЯ» №88.
Диаметр штатного шпигата очень мал, отверстие сразу же забивается скапливающимся мусором. В итоге шпигат плотно не закрывается и в лодке скапливается вода.
Неудобство при нахождении в лодке, особенно при рыбалке — опущенные деревянные слани. Все владельцы подняли их вровень с основным настилом, остойчивости лодки более чем достаточно. Чтобы избежать скрипа и схлестывания витков штуртроса на барабане, поддерживающий ролик, находящийся в диаметральной плоскости лодки, высверлен и перенесен в нос.
Из-за неполадок ДУ часто приходится вскрывать зашивку левого борта. Заводу следует ставить сначала большие листы сланей и бортовой зашивки, а затем малые. И после этого окрашивать. Тогда при вскрытии для осмотра ДУ потребуется отвинтить лишь малую слань и зашивку, а не весь борт.
При посадке в лодку через носовую палубу и лобовое стекло (да и во время рыбалки) мешает стойка белого кругового огня, она должна быть шарнирно поворачивающейся вниз. Владельцы поставили гибкий металлорукав.
Кормовые ручки, предусмотренные конструкторами «Оби-3», оказались неудобными при работе с якорями, особенно на волнении. Я установил на палубе пару самодельных уток-ручек.
Для удобства транспортировки лодки я применил колеса от серийного карта. Колеса снабжены стойками такой высоты, чтобы они свободно укладывались в кормовой багажник под рецессом подвесного мотора. Диски с втулкой для подшипников — самодельные, ступица деревянная. Колеса вместе со стойками обладают положительной плавучестью, что облегчает операции по их установке на лодку или снятию с нее. Для того чтобы избежать поломок при навале лодки на наклонную дамбу, я предусмотрел расположение колес под корпусом лодки.
Из мелких недостатков конструкции «Оби-3» отмечу непрочность застежек кормовых багажников, неудачную конструкцию фонарей бортовых огней, в которые провод вводится в торец защитного колпачка, наличие отверстия между транцем и подмоторной нишей, через которое вода, попавшая в нишу, сливается в корпус.