Как сделать люверсы
Люверсы для тентов, парусов, чехлов и т. п. можно изготовить из обрезков листового алюминия толщиной 1,0—1,5 мм. Заготовки для них вырезают в виде сплошных шайб — по две штуки для каждого люверса.
При помощи керна в заготовке для нижней части на матрице с отверстием диаметром d+2δ штампуется коническое углубление. Затем это углубление развальцовывается стержнем диаметром d, зажатым в коловорот, до образования шейки со сквозным отверстием. Рваные края шейки подравниваются напильником.
В заготовке для верхней части люверса пробивается отверстие диаметром d+2δ.
При постановке люверса верхняя его часть напрессовывается молотком с помощью матрицы на шейку нижней части. Затем шейка развальцовывается керном и окончательно осаживается молотком.
Рекомендуемые размеры люверсов для изделий из палаточной ткани: D=25 мм, d=10 мм, δ=1,0—1,5 мм. Такие люверсы прочны и хорошо держатся благодаря большой площади зажатой ткани.
Приспособление для опрессовки троса
Приспособление позволяет не заплетать огон на стальном тросе, например, при установке коуша, а быстро и надежно опрессовать трос в трубке из нержавеющей стали.
Приспособление содержит две стальные обкладки с гнездом для трубки диаметром ДТ и кондукторными отверстиями (см. рис.), два болта М8Х20, обычный стальной дюбель диаметром 5 мм, острие которого сточено и закруглено.
Трубку, снаряженную тросом и коушем, зажимают в гнезде между обкладками, стягивая их болтами. В кондукторное отверстие вставляют дюбель и наносят по нему три-четыре сильных удара молотком массой 400—500 г. Таким образом проходят по всем отверстиям с обеих сторон приспособления. Трубка в гнезде должна быть ориентирована так, чтобы дюбель сминал ее между ветвями троса.
Если наружный диаметр трубки Д=8 мм, а внутренний — 6, в ней надежно уплотняется трос диаметром 2—3,6 мм. Если трос не входит в трубку, ее нужно немного сплющить в тисках. Пропустив затем сквозь трубку 200—300 мм троса, заправляют в трубку кончик троса и протаскивают обратно обе ветви вместе. Когда кончик троса покажется из трубки, ее упирают в губки тисков и протягивают длинный конец, обжимая коуш петлей. Губки тисков не позволяют концу троса выйти из трубки.
Выполненная в приспособлении заделка троса диаметром 3,2 мм из нержавеющей стали была испытана на стенде при статической нагрузке до 550 кгс. При дальнейшем увеличении нагрузки начинали рваться пряди троса, а заделка оставалась целой.
Если отверстие между обкладками сделать под трубку большего диаметра, например 10 мм, то в ней можно впрессовывать трос с диаметром до 4,2 мм.
Надежный подпятник
Если на катере установлен руль, опирающийся на подпятник, советую подпятник сделать в виде конуса со скругленной вершиной. С таким штырем руль не заклинит при ударах килем о грунт или посадке на мель.
Откидной шверц
На своей лодке я использую удобное устройство для навешивания шверцев, которое позволяет откидывать наветренный шверц внутрь лодки (или же оба шверца — при плавании на веслах).
Шверц 1 с закрепленной к нему втулкой 2 вращается в своей плоскости на трубчатой оси 4. В нужном положении его можно застопорить штырем 3. Ось 4 свободно посажена на болт 5, относительно которого она вращается в поперечной плоскости. Шверц можно перекинуть внутрь лодки и уложить здесь вдоль борта.
Однажды я положил наветренный шверц плашмя на борт и использовал его как сиденье для откренивания лодки.
Кронштейн 6 я сделал из алюминиевых угольников.
Колесо для легкой лодки
Легкую моторную или гребную лодку можно перевозить по территории стоянки, спускать на воду и поднимать из воды при помощи простого устройства, навешиваемого на транец вместо подвесного мотора. Колесо 1 можно подобрать готовое или же изготовить сварным из листового металла. Преимуществом будет обладать колесо с широким ободом, так как оно не погружается в ил и песок.
Размеры других деталей устройства — трубчатых стоек 2 и струбцин 3 — подбирают в зависимости от веса лодки.
Удобный бушприт
Традиционный бушприт из наклонного рангоутного дерева советую заменить на площадку 1, сваренную из стальных труб, как показано на эскизе. Чтобы уменьшить нагрузку на бушприт от тяги штага 6, его необходимо укрепить ватерштагом 2. Решетчатый настил из реек 5 позволит использовать бушприт при швартовке и облегчит манипуляции с носовыми парусами. Для безопасности площадку нужно оградить трубчатым релингом 4.
Трубчатая конструкция позволяет смонтировать у форштевня роульс 3 для якорной цепи.
Простейший стопор маховика
Уже много лет использую в качестве стопора обыкновенный стержень, который одновременно является и воротком к комплекту торцевых ключей, и керном.
Длина стержня 120 мм, на одном конце он заострен. Для стопорения маховика тупой конец стержня упирается в прилив на верхнем цилиндре, а заостренный — в вырез верхней части маховика, который используется для закладывания узла пускового шнура. При отворачивании или затягивании гайки крепления маховика стержень-стопор устанавливается в ту или иную сторону против направления вращения и надежно «держит» его.
«Крокодилы» на свечах
При поломке пружины в колпачке высоковольтного провода обычно крепят наконечник провода к свече при помощи гайки. Но резьба на свече чаще всего повреждена пружиной колпачка и завернуть гайку, особенно на воде, бывает очень трудно. Вдобавок, гайки отворачиваются от вибрации.
Я использую более удобный и надежный способ крепления провода. В магазине «Юный техник» купил два лабораторных зажима типа «крокодил», припаял к ним жилы высоковольтных проводов, загнул поверх изоляции лапки зажимов и, для надежности, натянул кембриковые трубки.
Зажим хорошо держится на свече, легко снимается и ставится и, конечно же, не теряется.
Фиксатор румпеля
Изготовитель моторов «Вихрь» — КМПО им. М. В. Фрунзе — упорно не хочет устранить конструктивный недостаток — невозможность фиксации румпеля в вертикальном положении. Предлагаю еще один вариант фиксации, который используется мною уже в течение 10 лет.
Узел состоит из фиксатора 1, пружины 2, планки 3 и оттяжной кнопки 4.
Планка крепится двумя винтами к доработанному румпелю (2.11В-001). Установив румпель в вертикальное положение, нужно просверлить отверстие диаметром 5 мм через планку и румпель в приливе поддона. Затем планка снимается и рассверливается отверстие диаметром 6,1 мм в румпеле и поддоне.
Пружина подбирается такой длины, чтобы при полностью оттянутом фиксаторе его сферический конец не выходил бы из отверстия в румпеле. При отсутствии пружины нужной длины можно применить втулку-проставку.