Второй суд был третейским и проходил под председательством большого знатока морского права и всех правил морского судоходства англичанина Скреттона. Он подошел к решению вопроса о виновности сторон весьма своеобразно. Поскольку с итальянского судна свидетелей не было, он собрал ведущих знатоков морского дела — экспертов — и каждому по отдельности задавал вопросы. Например: «Вы на «Алькантаре». Каковы ваши действия в момент, когда были замечены огни встречного судна?» И каждый эксперт, не зная, что отвечают его коллеги, подробно описывал, что он лично предпринял бы в этой ситуации.
Следующие вопросы:
«Вы на «Товарище». Ваши действия, когда вы увидели красный бортовой огонь «Алькантары», затем зеленый и снова красный?»
«Как вы, будучи на «Алькантаре», восприняли сжигание фальшфейера на «Товарище»?»...
И так по всем положениям обоих судов до момента столкновения.
Когда Скреттон суммировал полученные ответы экспертов, общий вывод оказался столь убедительным, что третейский суд сразу же вынес решение о полной невиновности «Товарища».
Добавлю, что Советское правительство проявило акт гуманности, выплатив семьям погибших. на «Алькантаре» денежную компенсацию.
В. Кузнецов, яхтенный капитан; г. Бор Горьковской обл.