Разработчиком этой модели является коллектив, ранее подготовивший к серийному производству прогулочно-туристский парусный катамаран «Альбатрос», который уже начал поступать в торговую сеть. На этот раз перед конструкторами стояла другая задача — создать надежное и транспортабельное плавательное средство, рассчитанное на массовый туризм и пригодное для сплава по рекам до III категории сложности. В конструкции предусмотрено:
- совмещение удобства гребли (как на каноэ или как на байдарке) с высокой остойчивостью катамарана;
- обеспечение безопасности — благодаря применению имеющих большой запас плавучести мягких корпусов — и необходимой прочности конструкции в целом при минимальном весе;
- хорошие ходовые качества, маневренность и управляемость;
- создание удобных мест для размещения четырех гребцов, возможность транспортировки минимум 100 кг туристского снаряжения;
- удобство транспортировки в упакованном виде, быстрота сборки и разборки;
- удобство переноски катамарана в собранном виде во время обноса препятствий по суше.
При конструировании «Каскада» был учтен опыт создания «Альбатроса», рассмотрены многие любительские постройки, рекомендованные ведущими московскими туристами.
Имея в виду возможность серийного выпуска нового катамарана на той же производственной базе, где осваивался предыдущий, мы использовали поплавки от «Альбатроса» объемом по 0,38 м3, длиной 4,3 м, диаметром 0,43 м, с тремя герметичными отсеками.
При разработке моста, соединяющего поплавки, пришлось отказаться от традиционной схемы с продольно-поперечным набором из большого количества прямых труб. В результате родилась оригинальная конструкция из двух поперечных балок и опирающегося на них замкнутого контура, собранного из четырех Г-образных и четырех S-образных труб.
Это позволило удачно решить основные вопросы, связанные с размещением гребцов. Применив весла типа используемых на каноэ, можно грести и со стороны внутренних бортов — между корпусами. При перевороте можно вынырнуть в свободное от элементов моста пространство. Очень удобно переносить «Каскад» вдвоем, стоя между корпусами. А главное — такая схема решила основную проблему: прочность — жесткость — вес. S-образные трубы обеспечивают каждому поплавку возможность некоторой свободы перемещения в вертикальной плоскости; они как бы отслеживают контур волны, благодаря чему в конструкции не возникают опасные напряжения.
Удобные «анатомические» — по форме тела — сиденья в виде седел имеют регулировку по высоте и наклону. Они позволяют гребцу грести не только сидя, но и как на каноэ — стоя на коленях; в этом случае надеваются имеющиеся в комплекте страховочные набедренные ремни.
На натягиваемом между поперечными балками тенте-трамплине перевозится туристское снаряжение; при желании на нем можно отдыхать или загорать.
В комплект катамарана входят пять весел типа применяемых на каноэ, насос, спасательный и швартовый концы, упаковочные мешки.
В испытаниях нового катамарана принимали участие многие из присутствовавших на слете опытных туристов-водников. Константин Подьяпольский, Борис Орлов и Анатолий Кудрявцев дали ему высокую оценку и рекомендовали быстрее наладить серийный выпуск.
Сейчас планируется изготовление опытной партии «Каскадов». В навигацию 1987 г. будут проведены всесторонние испытания новинки в различных условиях плавания.