С интересом прочитал статью «Вега» — надувная лодка под мотор и весла» («КиЯ» №119), из которой подробно узнал о применении фанерных пайолов для надувнушки. Дело в том, что я уже два года также использую пайолы в надувной лодке, но внес в их конструкцию некоторые изменения.
В польской надувной лодке «Альбатрос-Л», которая имеет О-образную корму, я сделал пайол из стеклотекстолита толщиной 1,5 мм. Главное достоинство этого материала — он не намокает.
Пайол состоит из четырех секций: три из них имеют длину 410 мм, а четвертая (кормовая) — 400 мм. Наибольшая ширина — 550 мм. По опыту, края пайола должны на 30—40 мм заходить под камеры. Между собой секции крепятся полосами из прорезиненной ткани [шахтная вентиляционная труба).
В отличие от пайола на «Веге», мой пайол не лежит на дне лодки, а передает вес на баллоны. Для этой цели я применил семь стальных полос шириной 35 мм каждая. Они крепятся к пайолу снизу. В верхней части они согнуты по диаметру камеры так, чтобы плотно обхватывали ее сверху. К пайолу полосы крепятся болтами, изготовленными из отслуживших свой век диодов Д305. Верхняя часть диода срезается и остается болт с большой и плоской шляпкой. Они хороши тем, что не поддаются ржавчине, плоская шляпка не повреждает днища лодки даже в случае подхода к берегу. К полосам, которыми крепится кормовая секция, в свою очередь крепится своей нижней частью транец, а точнее — кронштейн для подвесного моторчика «Салют».
При первых выходах на воду обнаружились недостатки конструкции: при увеличении оборотов винта секции наезжали друг на друга. Весь пайол прогибался вверх. Пришлось сделать кильсон из алюминиевого швеллера. После усовершенствования этот недостаток исчез; кроме того кильсон удерживает кормовую часть лодки от прогиба под действием упора винта и веса подвесного мотора. Дополнительную жесткость креплению кронштейна мотора придали короткие отрезки швеллеров, при помощи которых я прикрепил стенки кронштейна к пайолам.
Я пишу обо всем этом потому, что такое решение можно применить на любой овальной надувной лодке.