Использование обычных («черных») и даже оцинкованных стальных шурупов в корпусах яхт и катеров, вообще говоря, недопустимо. Во влажных условиях металл не только сильно корродирует, но и является очагом быстрого загнивания и разрушения древесины (особенно дуба), в которую ввинчены шурупы. Поэтому в деревянном судостроении стараются применять латунные шурупы, которые сравнительно слабо корродируют и не приносят вреда древесине.
Чаще всего попытки неопытного человека затянуть латунный шуруп, особенно при его ввинчивании в твердые породы древесины или в фанеру, приводят к прокручиванию и обрыву головки шурупа. В таких случаях приходится вырубать гнездо в древесине, извлекать остаток шурупа, вклеивать пробку и начинать все сначала.
При использовании латунных шурупов первостепенное значение имеет умение правильно сверлить отверстия. В справочниках приводятся таблицы размеров отверстий для каждого типоразмера шурупов, однако в нужный момент этих таблиц может не оказаться под рукой, да и шурупы имеют нестандартные размеры. В таких случаях нужно руководствоваться простым правилом: диаметр отверстия должен точно соответствовать диаметру стержня шурупа в его нарезной части за вычетом профиля нарезки.
Увеличение диаметра отверстия уменьшает площадь контакта шурупа с древесиной и ослабляет крепление. Уменьшение диаметра приводит к растрескиванию древесины, требует значительного усилия при заворачивании шурупа, что является одной из причин его обрыва при закручивании.
Под гладкую часть шурупа необходимо сверлить отверстие соответствующего диаметра. На верфях для быстрого и точного сверления используют специальные ступенчатые сверла. В любительских условиях сначала делают отверстие сверлом малого диаметра на всю длину шурупа, а затем сверлом большого диаметра — на длину гладкой части шурупа. Углубления под потайные головки лучше делать специальной многолезвийной конической зенковкой с углом при вершине 90°, так как при помощи обычного сверла получить аккуратные без задиров древесины конические отверстия практически невозможно.
Перед ввинчиванием шуруп рекомендуется смазать. Смазка снижает до минимума трение шурупа (особенно его резьбовой части) о древесину и позволяет получить большее прижимающее усилие при меньшем усилии затягивания шурупа. В качестве смазки обычно используют густотертые цинковые белила, олифу и даже мыло. В случае запрессовки клееных соединений при помощи шурупов эти смазки использовать нельзя, так как они препятствуют отверждению клея и ослабляют соединение. Рекомендуется использовать клеящую смолу (без отвердителя) или полностью приготовленный клей. В последнем случае получается надежное клеерезьбовое соединение, если, конечно, шурупы перед намазыванием клеем очищены от производственной смазки и обезжирены бензином или другим растворителем.
Чтобы повысить качество соединения, можно произвести сборку и запрессовку соединения на стальных шурупах, идентичных используемым латунным, которые затем поштучно заменить обезжиренными и смазанными клеем латунными. При такой технологии обеспечивается повышенное и равномерное обжатие соединения.