Уже почти пять лет мы ходим на «Пелле» с подвесным парусом производства Тюменского моторного завода имени 50-летия СССР. Путешествуем, как правило, в районе южного берега Ладоги.
Сперва нам казалось, что «Пелла» и подвесной парус — идеальное сочетание. Действительно, при ветре 3—5 баллов лодка шла курсом бакштаг со скоростью 2,5—4 уз и хорошо преодолевала камыши. А как приятно было после плавания под мотором бесшумно скользить по озеру под парусом! Необходимо отметить, что парус со всем рангоутом и такелажем и рулевое (швертовое) устройство находятся на корме, не занимая места в лодке и не мешая рулевому.
Со временем кое-что стало портить создавшееся впечатление. Блок гика-шкота оказался закрепленным на выстреле слишком туго, из-за этого шкот часто заедало. Пластмассовые усы гика сломались (отнюдь не в экстремальной ситуации). Фанерный швертруль не тонет, сорлинь служит не для подъема руля, как обычно, а для удержания в опущенном положении, так что при касании подводного препятствия сорлинь не позволяет шверту подняться. Через некоторое время, разбухнув в воде, шверт вообще перестал поворачиваться в вилке. Самонарезные винты, ввернутые в стенку труб мачты и гика, оказались ненадежным креплением.
Однажды вдали от берега налетел шквал и потребовалось быстро спустить парус Стоя во весь рост на раскачивающейся узкой лодке, нам пришлось разъединять две полумачты. После этого случая мы захотели так переделать парус, чтобы его можно было быстро и безопасно спустить и поднять. Было принято решение использовать штатный рангоут и ограничиться минимумом переделок.
Мы удлинили шпринтов и сделали из него гафель с осью поворота, закрепленной на мачте немного выше гика. Гафель поднимается фалом, пропущенным через блок на топе штатной мачты. Нок штатного гика поддерживается двумя снастями (вроде топенантов), верхние концы которых закреплены в обойме упомянутого блока. Эти снасти пропущены по обе стороны паруса через кольца, закрепленные на двойных сквозных латах, сходящихся концами к оси поворота гафеля. Парус, сшитый из старого парашюта, при подъеме гафеля раскрывается наподобие веера или крыла летучей мыши, а при опускании аккуратно складывается, направляемый снастями (топенантами), и ложится на гик.
В новом парусе, увеличенном до 4 м2, ради упрощения изготовления латы установлены без карманов — просто привязаны к парусу штертами. От этого поверхность паруса под ветром, оказывается неровной. Несмотря на это, аэродинамика его, как нам кажется, лучше, чем у заводского, который (как всякий шпринтовый) на одном галсе отходит от шпринтова, образуя слишком большое пузо, а на другом — ложится на шпринтов, и профиль паруса искажается. Новый парус — симметричный, под ветром на его поверхности образуется плавная выпуклость. Теперь его можно рифить, подвязывая к гику одну или две пары нижних лат.
Под новым парусом лодка как будто пошла резвее, чем со старым, хотя его ткань менее плотная.
Попытки ходить острыми курсами не удавались как с самого начала эксплуатации «Пеллы» под парусом, так и позже, после реконструкции паруса. Даже в полный бейдевинд лодка шла очень медленно, с большим боковым дрейфом или попросту приводилась.
И еще одно неудобство. В условиях южной Ладоги, учитывая старый запрет на плавание под парусами в канале и новый — на плавание под мотором в озере, приходится идти то под мотором, то под парусом. Повесить на транец парус вместе с мотором и по очереди откидывать то шверт, то мотор, не удается — вдвоем им тесно, они увеличивают и без того большой дифферент на корму.
В общем, мы убедились, что для превращения «Пеллы» в маленькое парусно-моторное (и гребное) судно лучше всего применить традиционное расположение паруса в пределах корпуса лодки и сделать такое рулевое устройство, которое стояло бы на транце вместе с мотором. Сейчас мы заняты осуществлением этого проекта.