После многодневного тяжелого перехода морем предстояло отдохнуть, выспаться на стоянке в порту. Убрав паруса и подняв шверт, шли под мотором уже по реке. Держались ближе к берегу.
Тянувшаяся от берега небольшая песчаная отмель за крутым поворотом реки на карте была показана достаточно разборчиво. Подумали, что в этом месте нужно пройти левее, ближе к середине реки.
Шли спокойно. Настроение хорошее. Может, слишком хорошее, чтобы внимательно рулить. Ведь все трудное: шквалы, дожди, рваные паруса — уже позади. А сейчас — спокойная вода, безветрие и теплое солнышко.
Когда подходили к повороту, ни рулевой, ни капитан не вспомнили об отмели. С полного хода выскочили на нее. Сели плотно. Хорошо, что днище не повредили, а под винтом и пером руля осталось около фута воды.
Попытки сняться с мели, работая задним ходом и отталкиваясь футштоками, оказались безуспешными...
На пустынном противоположном берегу, словно немые свидетели нашей беды, торчат три солидных пала. Бухта длинного и прочного капронового троса у нас была. Его хватило бы, чтобы завести гини или более-менее прочные тали на другой берег. Но ни гиней, ни талей у нас не было. В небольшой шкиперской нашли только один здоровенный одношкивиый блок с вертлюжным гаком, два дрека килограммов по 50—60 каждый, бухту манильского линя и всякую всячину, которая, вроде, ничем помочь не могла.
— Ведь через одношкивный блок можно провести только гордень, а гордень, как известно, выигрыша в силе не дает, а позволяет только изменить направление тяги для удобства в работе, — задумчиво произнес кто-то, — это во всех учебниках по морскому делу написано...
Мимо проходил катер. На нем уменьшили ход, вопросительно и с любопытством разглядывая нас. Мы помахали ему, и он осторожно, самым малым начал подходить к нам.
Осадка у него оказалась на счастье меньше нашей, и он неторопливо пришвартовался к левому борту.
Прикинули приближенно силу, необходимую для снятия яхты с мели. По уменьшившейся осадке учли давление на грунт. Отмель была песчаной с крупным песком, приняли коэффициент трения днища о грунт равным примерно 0,6. Получилось, что мощность двигателя катера, чтобы стянуть яхту, должна быть в полтора раза больше. Прибавка силы тяги от работы мотора яхты слишком маленькая. Разгрузка и пересадка части людей на катер для уменьшения давления на грунт тоже достаточного облегчения яхты не давала.
Предложили снимать яхту с мели рывками. Тяговая сила при этом кратковременно увеличивается в несколько раз. Шкипер катера категорически отказался, сказав, что его катерок старый, при рывках корпус может деформироваться так. что «потом только и будешь делать, что латать да вычерпывать воду...»
Не согласился шкипер на рывки даже тогда, когда мы предложили обнести буксирный трос вокруг его корпуса брагой.
— Не пойдет! — коротко резюмировал он. И предупредил, что загораживать судовой ход своей операцией по снятию с мели мы можем не более чем часа на три — после этого по нему начнется движение.
Кто-то пробормотал, что «если бы на яхте был шпиль с вымбовками и стоп-анкер, который катер мог бы завести на расстояние...» Но ни шпиля с вымбовками, ни стоп-анкера на яхте не было. А сниматься с мели нужно безотлагательно. И времени для этого не больше трех часов...
Позже, по памяти, мы нарисовали схему нашей посадки (см. рис. 1).
Вопрос
— Можно ли снять яхту с мели при тех условиях, которые сложились, и тех средствах, которые имелись, а если можно, то как?
Ответ
Приближенно сила тяги F, необходимая для снятия яхты с мели, рассчитывается по формуле
F = fN,
где f — коэффициент трения судна о грунт; N — давление яхты на грунт.
Коэффициент трения для крупного песка не превышает значения 0,6 N — давление на грунт считают равным произведению разности осадок (до и после посадки на мель) на площадь ватерлинии и на плотность пресной воды — 1 т/м3.
Тяговую силу, которую может создать буксирующий катер, ориентировочно принимают из расчета 10 кгс на 1 л. с. мощности двигателя.
Коренной конец капронового троса можно закрепить за пал на противоположном берегу, провести трос через имеющийся одношкивный блок, подав ходовой конец на катер (схема 2). Тогда приложенное к яхте усилие, если пренебречь трением блока, будет почти вдвое больше силы тяги катера. Мощности двигателя катера для стягивания яхты с мели при этом будет достаточно.
Можно и не пользоваться палом на другом берегу реки, если держащая сила дреков, положенных «гуськом» и завезенных на расстояние от яхты, равна или более тяговой силы катера. В этом случае коренной конец, идущий на блок, крепится к дрекам, которые кладутся на грунт.