На катерах нередки значительные перерывы в работе аккумуляторов при стоянке, в межнавигационный период и т, д. Во время этих перерывов происходит саморазряд батарей и, как следствие, среднесуточная потеря емкости (определяется за 14 суток хранения), которая у новых батарей составляет 0,5—0,7%, а в конце срока службы увеличивается до 4%. Поэтому при хранении батарей, залитых электролитом, для предотвращения разрядки рекомендуется ежемесячно подзаряжать их в течение 8—10 ч.
Аккумуляторные батареи требуют к себе постоянного внимания и нуждаются в обслуживании; один раз в 10—15 дней измеряется уровень электролита, определяется его плотность, при необходимости доливается дистиллированная вода. Ежедневно надо следить за состоянием клемм и очищать поверхность батареи от влаги и пыли.
Кроме того, аккумуляторная батарея должна быть защищена от попадания на ее поверхность забортной и дождевой воды, от механических повреждений. На катерах со стационарными двигателями батареи обычно располагают в моторном отсеке Однако при этом возможен нежелательный перегрев батареи теплом от двигателя. Лучше аккумуляторы размещать под палубой в отдельном вентилируемом отсеке: выделяемая батареями при работе смесь кислорода с водородом взрывоопасна и вредна для здоровья экипажа из-за содержания в ней стибина — сурьмянистого водорода. Кроме того, выделяющиеся газы и пары электролита вызывают коррозию клемм, наконечников проводов и металлических деталей катера, расположенных вблизи батареи.
Нарушение объемов и периодичности обслуживания, рациональных методов хранения катерных аккумуляторов приводит к значительному сокращению сроков службы дорогих и дефицитных батарей.
Химические методы продления сроков службы аккумуляторов
Проблемы повышения срока службы аккумуляторов в основном сводятся к снижению сульфатации пластин, уменьшению осыпания активной массы положительных электродов и уменьшению коррозии его решеток. Применением ингибиторов коррозии (специально подобранных для каждой электрохимической системы) удается значительно уменьшить саморазряд, улучшить электрические характеристики и увеличить сроки службы и хранения химических источников тока. Неплохие результаты получены при введении в электролит в качестве ингибитора небольшого количества (5—7%) фосфорной кислоты. При этом незначительно снижается емкость и напряжение, но срок службы батареи увеличивается за счет уменьшения осыпания активной массы. Полностью механизм действия фосфорной кислоты пока не выяснен.
Хранение аккумуляторов в разряженном состоянии приводит к сульфатации пластин. О том, как с ней бороться методом тренировочных циклов, описано в статье Б. Синильщикова и Ю. Мухина «Аккумулятор на борту» (см. «КЯ» №103, 1983).
Г. Л. Шевченко рекомендует для десульфатации аккумуляторов (см. журнал «Химия и жизнь», 1982, N9 1, с. 35), химический метод с применением аммиачного раствора трилона-Б. Раствор содержит 2% трилона-Б (раствор этилендиаминтетрауксуснокислого натрия) и 5% аммиака.
Перед обработкой этим раствором аккумулятор необходимо зарядить, затем слить электролит и несколько раз промыть дистиллированной водой. 8 промытый таким образом аккумулятор заливают раствор трилона-Б на 30—40 минут. По истечений этого времени нужно слить раствор, промыть аккумулятор дистиллированной водой, вновь заполнить электролитом нормальной плотности и зарядить обычным способом.
Батареи, не поддающиеся десульфатации описанным химическим методом, удавалось вернуть к жизни многократным повторением цикла заряд-разряд до достижения требуемой плотности.
Консервация аккумуляторов для хранения
Консервация аккумуляторов для хранения в сухом состоянии производится следующим образом. Предварительно батарею заряжают до напряжения 1,858 в каждой банке. Затем выливают электролит и несколько раз тщательно промывают батарею дистиллированной водой с выдержкой каждый раз 2—3 ч для удаления следов серной кислоты из пор электродов. После этого сушат аккумулятор теплым сухим воздухом и закрывают заливочные отверстия глухими пробками.
Известен способ хранения свинцовых аккумуляторов с применением раствора борной кислоты, позволяющий обходиться без подзарядки как во время хранения, так и перед использованием. Этот способ основан на свойстве борной кислоты подавлять электрохимические процессы в неработающей батарее (см. журнал «За рулем», 1983, №4, с. 26).
При приготовлении раствора борную кислоту растворяют в подогретой дистиллированной воде, имеющей температуру 50—60 °С (50 г борной кислоты на 1 л дистиллированной воды). Перед постановкой на хранение батарею заряжают. Затем сливают электролит и дважды промывают ее дистиллированной водой, после чего наливают в батарею раствор борной кислоты. Его объем составляет около 60% от объема электролита, заливаемого в сухую батарею. Хранить батарею в таком состоянии можно, естественно, только при положительной температуре.
Для «пробуждения» аккумулятора нужно слить из него раствор борной кислоты и вновь залить электролит плотностью 1,4±0,01 г/см3. Через 5—10 минут следует замерить плотность и, если она меньше 1,25, то надо довести ее до нормальной. Через 30 минут после этого аккумулятор готов к работе. Этим способом удается продлить жизнь свинцовых аккумуляторов на 40—50%.