По просьбе редакции капитан дальнего плавания, яхтенный капитан, доцент кафедры судовождения Вадим Владимирович Чудов составил шесть задач. Первую — по навигации — мы предлагаем читателю в этом номере.
Уже который день идем на яхте. Благодатна тишина морского простора. Ровный свежий ветерок наполняет паруса. Волна накатывается от далекого в дымке берега, не успев еще разгуляться.
Настроение у всех приподнятое, радостное. Готовились к походу загодя, тщательно. Нашли время для уничтожения и определения остаточной девиации. Таблица получилась хорошая, с очень малыми отклонениями.
Правда не сразу, но все-таки приспособились брать на качке надежные пеленги. Сначала не получалось, капитан ворчал, заставляя пеленговать снова и снова. Впрочем, нам не было стыдно за нашу неумелость, потому что даже у профессионалов навыки точного пеленгования на малых судах да еще при качке приобретались не сразу. Но оправдывать свое неумение перед капитаном не положено. Таков неписанный закон.
На курсе уже долгое время, но как назло, ни одного маяка или знака, обозначенных на карте, не видно. Они должны открыться, по нашим расчетам, намного позже. А пока на фоне недалекого берега хорошо виден только освещенный солнцем светло-желтый домик, ярко-зеленая рощица, два отдельно стоящих высоких дерева. На карте они, к сожалению, не показаны. А как хотелось бы определиться по берегу.
Течения даже в открытом море, как известно, бывают значительными. Только как определишь их направление и скорость, если они не показаны на карте, как учтешь их при прокладке?... Честно говоря, дрейф хоть и учитывали, но очень часто принимали, к сожалению, не таким, каким он был фактически. Эго выяснялось при последующих определениях. Значит и путь, прочерченный прямой линией после последней обсервации, проложен нами, вероятно, с ошибкой. Без учета фактического сноса. Может быть, даже с большой ошибкой.
...И ни одного ориентира, за который можно было бы «зацепиться», чтобы войти в пролив.
Капитан вопросительно посматривал на рулевых, которые виновато вглядывались в медленно проплывающий вдали берег.
— Будь глубины поменьше, измерили бы ручным лотом...
— 8от если бы на карте была показана высота горы...
— Если бы можно было определить расстояние до берега и...
Мечтательные рассуждения прервал голос капитана: «Делайте то, что нужно, и не теряйте времени на фантазии. Нам сейчас важно знать, как мы шли!»
Вопросы:
1. Можно ли определить обсервованно фактическое направление пути яхты в тех условиях, которые были?
2. Если вы считаете, что можно, то какими способами, исключая, разумеется, астрономические.
Ответы ниже
Ответы:
Яхта шла, практически не изменяя курса и скорости. На этом пути можно через произвольно выбранные интервалы времени взять три пеленга одного и того же ориентира (например, светло-желтого домика на берегу). Ориентир, который пеленгуем, на карте может быть и не нанесен. Важно только, чтобы во время взятия всех трех пеленгов он был неподвижен относительно земли.
Отрезки пути, которые проходила яхта между моментами взятия пеленгов, пропорциональны времени t1 и t2, прошедшему между пеленгами.
Исходя из этого, найти направление истинного пути яхты ПУС, которая шла под влиянием неизвестного (иногда значительного) течения и имела, кроме того, ветровой дрейф, можно двумя способами.
1. В любом удобном масштабе (схема 1) на первом I пеленге из точки Д (домик) отложим отрезки, пропорциональные времени между моментами третьего III и второго II пеленгов (ДА) и времени между моментами второго II и первого I пеленгов (А Б).
Из точки А проведем прямую, параллельную III пеленгу до пересечения со II пеленгом (точка В).
Если провести теперь прямую через точки Б и В до пересечения с линией III пеленга в точке Г, — получим истинное направление пути, которым шла яхта, имеющая дрейф и сносимая, кроме того, течением, скорость и направление которого нам не были известны.
При любом другом направлении пути условие пропорциональности величии отрезков пути (БВ, ВГ) пройденному между пеленгами времени выполняться не будет. В этом легко убедиться, проведя линии пути других направлений.
2. Направление истинного пути (ПУс) можно получить также, отложив в произвольном удобном масштабе отрезки, пропорциональные времени t1 и t2, между взятием пеленгов на линии счислимого пути яхты, проведенной на карте (схема 2).
Так отрезки ЕЖ и ЖЗ пропорциональны t1 и t2.
Из точек Е и З проведем прямые, параллельные II пеленгу до пересечения их с I (точка И) и III (точка К) пеленгами. Тогда прямая И К будет направлением истинного пути яхты (ПУС) на неизвестном течении, при ветровом дрейфе.
Какой из способов удобнее, предоставляется решать тому, кто производит определение направления фактического (истинного) пути яхты.
При любом способе построения должно выполняться условие
Уточнить счислимый путь яхты на карте можно, проведя направление найденного истинного пути ПУС от обсервованной точки.
При пеленговании желательно чтобы углы между пеленгами были не менее 20°.
Ошибки в учете девиации компаса и магнитного склонения, если они есть, дадут соответствующую ошибку в полученном ПУС.
Однако в данном способе ошибка в поправке компаса не приводит к ошибке в определяемом угле сноса.