Щель в битенге
Вертикальная щель в битенге оказывается полезной для экстренного крепления на нем буксирных или швартовных канатов. Если на канате завязан узел или имеется кноп, то достаточно пропустить его в щель; канат застопорится, как только узел упрется в битенг. Так же просто можно отдать канат, даже если он под нагрузкой — нужно потянуть конец вверх.
Добавим, что описываемая конструкция битенга запатентована в ФРГ (патент № 3507243).
Цепь на швартовах
На постоянную стоянку яхту или катер рекомендуется ставить на комбинированный швартов — из растительного или синтетического троса и куска цепи, который крепится за швартовный рым или утку на причале.
На конце троса заделывается коуш, к которому при помощи скобы крепится петля из цепи. Подобный швартов гарантирует надежность, трос не трется о кромки причала и утку, в случае необходимости его можно быстро отдать.
Лата с регулируемой жесткостью
В течение нескольких лет старший тренер Ростовского яхт-клуба г. Дроботковский применяет на швертботвх детских классов латы с регулируемой жесткостью. Они делаются из гибкой пластмассовой пластины, в средней части которой прорезается продольная щель для шнура. Регулируя натяжение шнура, можно получить требуемую жесткость ленты и профиль «пуза» паруса в зависимости от условий предстоящей гонки.
Простой "патент-риф"
Предлагаемая конструкция устройства для наворачивания паруса на гик была испытана на небольшой парусной яхте. К вертлюгу гика 1 приваривается ось 3, проходящая сквозь мачту, и две стальные накладки 2. На передний конец оси, имеющий квадратное поперечное сечение, насаживается рычаг 4 с откидной рукояткой 5, за которую производится вращение гика. Рукоятка снабжена стопорной планкой 7, имеющей Т-образный выступ, который входит в углубление в мачте, когда рукоятка откинута вверх. В этом положении планка 7 удерживает устройство от самопроизвольного раскручивания гика с намотанным на него парусом. Углубление в мачте окантовано металлической планкой 6.
Трап или кладовая?
Пространство под ступеньками трапа может быть использовано для хранения овощей, инструментов и различного рода запасных частей. Лучше всего применить контейнеры треугольного поперечного сечения, как показано на рисунке. В нижней грани контейнера устраиваются полукруглые гнезда для установки контейнера 1 на ось 3. Форма поперечного сечения контейнера подбирается таким образом, чтобы в откинутом в сторону трапа положении 4 он не имел тенденции открыться, т. е. центр тяжести контейнера с содержимым должен располагаться по внутреннюю сторону от оси 3. Ступеньки трапа при этом служат крышками контейнеров.
Для того чтобы достать что-либо из контейнера, достаточно повернуть его за ручку на себя в положение 2; при необходимости ящик можно вообще снять с оси.
Новая конструкция бросательного конца
Собрать в правильную бухту и бросить на нужное расстояние бросательный конец — своего рода искусство, требующее длительной тренировки и опыта. В Швеции недавно появился спасательный линь новой конструкции, воспользоваться которым может любой, даже малоопытный человек.
Сам линь — 6-миллиметровый полипропиленовый шнур длиной 25 м, обладающий плавучестью, аккуратно укладывается в нейлоновый мешок, горловина которого закрепляется липкой лентой многоразового действия. Открыв мешок, вы обнаруживаете петлю на коренном конце линя, которая надевается на запястье левой руки. Раскрутив мешок, его бросают в нужном направлении. При этом линь беспрепятственно выходит из мешка.
В донной части мешка расположен достаточно тяжелый, но мягкий поплавок, а снаружи пришита прочная териленовая петля, в которую просовывает руку спасаемый человек. Линь выдерживает нагрузку до 350 кгс.
Простейший стопор
Для быстрого крепления и отдачи ходовых концов различных снастей опытные туристы-парусники применяют одно- и двухкулачковые эксцентриковые стопора. К сожалению, в продаже их нет, а кустарное изготовление сложно и трудоемко. Некоторые туристы делают щелевые стопора из отрезков дюралевой трубки, однако при частом использовании трос в них быстро выходит из строя.
Плавая много лет на байдарке под парусом и испробовав различные способы крепления снастей, я остановился на очень простом и в то же время надежном стопоре, который можно назвать «узелковым». Он отличается от известных тем, что не зажимает трос, а удерживает его за узел, завязанный на ходовом конце снасти. Поскольку на малых туристских парусниках используются сравнительно тонкие тросы {как правило, диаметром 4—5 мм), простой узел на снастях хорошо затягивается и не сползает под нагрузкой при упоре в стопор.
На моей байдарке узелковые стопора применяются для крепления и регулирования фалов, сорлиня, штагов и вант, различных оттяжек. Я делаю стопора из дюралевого уголка 20X20X2 мм (можно использовать сломанные детские санки). В полке просверлил отверстие для крепежного болта, шурупа или заклепки, а затем сделал расширяющийся вырез для троса с учетом его диаметра. Концы выреза немного отогнул внутрь уголка.
Узлы на ходовом конце снасти следует вязать через 3—6 см, в зависимости от необходимой точности ее регулирования. Для быстрого выбирания снасти на необходимую длину их можно маркировать. Чтобы узлы легче было развязать, в них следует закладывать маленькие кусочки троса: самый тугой узел быстро развяжется, если выдернуть плоскогубцами эту вставку.
При проводке снастей через блоки узлы можно не развязывать, пропуская тросы коренными концами.