Нужен ли спидометр на лодке? Я имею в виду серийные «Прогресс», «Казанку», «Обь» и другие лодки для прогулок, рыбной ловли, туристских походов, — ведь все они с одинаковыми моторами развивают примерно одинаковую скорость, И какая, собственно, разница — часом позже или раньше приехать в намеченное место, вы едете отдыхать, а не на свидание с любимой девушкой!
Может быть, мне и не повезло, но за четверть века эксплуатации моей лодки в «прибрежных» водах г. Горького я встретил только один спидометр, который установил на своем «Прогрессе» инженер-механик автозавода, да и тот не работал.
Рыбаки из г. Павлово-на-Оке проводят на реке все лето, с весны до осени. На вопрос, почему они не ставят спидометры (вроде бы им-то надо знать свою скорость, чтобы не опоздать на работу), павловчане только недоуменно пожимали плечами. Один из них вполне резонно ответил: «Для чего рыбке зонтик?»
Мелкие, на первый взгляд, факторы — встречный или попутный ветер, значительная разность скорости течения реки, обход и посадка на мель, снижение скорости при волне от встречных судов, срезанные шпонки и дозаправка бака — не позволяют считать спидометр прибором, по которому, можно определить время прохождения от пункта А до пункта Б.
А сама установка спидометра на лодке? Нередко его ставят впереди гребного винта, под антикавитационной плитой. Для этого приходится разбирать дейдвуд, сверлить, точить, подгонять, уплотнять и т. .д. и т. п. Место, прямо скажем, неудачное. Ведь винт протягивает через себя воду с гораздо большей скоростью, чем идет лодка. Чтобы убедиться в этом, уприте нос катера в причал и включите передний ход — спидометр будет работать, указывая движение стоящего судна. Недаром у самолетов датчик указателя скорости вынесен примерно на метр впереди крыла, на носовую оконечность фюзеляжа, вне зоны действия двигателей.
Выбрать место установки индикатора прибора тоже не просто. Свой первый спидометр на «Казанке» с «Нептуном», без ДУ, я установил на кронштейне непосредственно на моторе. Но от вибрации двигателя стрелка так дрожала, что сливалась в серую широкую полоску, показывая то ли страны света, то ли изменение погоды. Пришлось закрепить прибор на борту внутри лодки, в результате чего появилось лишнее соединение трубок.
На лодке, оборудованной ДУ, длина трубки спидометра получается около 6 м. Чтобы сжать большее количество воздуха, нужна большая мощность. Рано или поздно в трубку попадет вода, образуя неравномерные пробки. Конечно, такой спидометр будет врать.
Тарировать шкалу прибора можно на мерной миле — на обозначенном створами на берегу точно отмеренном спокойном участке реки длиной 200—500 м, однако удобнее тарировать по прибору катера — буксировщика воднолыжников.
Собственно, почему мы все время говорим «спидометр»? Существует же старое название прибора, определяющего скорость корабля, — лаг. Конечно же, и прибор, определяющий скорость движения мотолодки, имеет точное техническое название — манометрический лаг, или просто — лаг!
Так нужен ли лаг на борту мотолодки любителя-водномоторника? Да. И очень нужен. Не для того, чтобы знать скорость катера, а как прибор, дающий твердую точку отсчета для улучшения условий эксплуатации мотора и лодки, повышения экономичности.
На глиссирование лодка выводится на полном газу. Дальше, уже идя в устойчивом режиме глиссирования, многие водители почему-то продолжают держать полный газ, забывая, что для вывода на глиссирование нужна гораздо большая мощность, чем для поддержания режима. Имея перед глазами стрелку лага и выйдя на глиссирование, можно убавлять обороты двигателя до тех пор, пока стрелка лага не дрогнет в сторону уменьшения скорости. На слух это чуть-чуть едва можно уловить, но при этом «чуть-чуть» расход горючего уменьшается на 10—15%, а скорость — всего на километр-полтора в час!
Неодинаковость октанового числа бензина, разное содержание масла в горючем, изменение нагрузки на двигатель, температура воды охлаждения двигателя, температура и влажность воздуха, поступающего в карбюратор — все это постоянно заставляет изменять качество горючей смеси. Гораздо удобнее это делать по точке отсчета лага.
По показаниям лага легче найти оптимальное размещение груза и пассажиров в катере. Особенно это относится к «Казанкам» и им подобным лодкам, чувствительным к продольному изменению положения центра тяжести. Иногда, чтобы скорость возросла, достаточно переместить канистру с бензином.
На крейсерской скорости незначительное отклонение стрелки лага в сторону уменьшения будет служить сигналом возникновения неисправности мотора — изношенности колец, начала выкрашивания пластинчатых клапанов, загрязненности карбюратора и пр.
Для самостоятельного изготовления лага пригоден любой манометр на 1,0—1,5 кгс/см2, однако особенно удобен манометр от медицинского прибора для определения давления крови. Приобрести его можно в магазине медицинских приборов и оборудования.
Оборудование лага сводится к замене циферблата и изготовлению датчика. На старом циферблате по шкале кгс/см2 нужно определить соответствующие скорости в км/ч, затем нанести точки целых чисел скоростей и по ним изготовить новый циферблат. Пересчет можно произвести по «Таблице перевода скоростей в гидродинамический напор», приведенный в статье Ю. В. Беляцкого, которая опубликована в «КЯ» №78.
Ориентировочно можно также подсчитать давление, руководствуясь зависимостью Р = 0,0051 V атм.
Циферблат рекомендую изготовить из кусочка белой пластмассы. Точки следует насверлить и залить черным лаком, в сквозные отверстия подклеить цифры.
Датчик лучше всего делать из бронзы. Я его установил на борту катера, в 5 см выше днища. Точку установки определил визуально, на глиссировании. Она получилась в том самом месте, где нет отрыва струи от корпуса. Длина соединительной трубки составила всего около 2 м.
Четыре сезона эксплуатации лага показали его надежность. Выступающая часть датчика совершенно не мешает, никакого ухода за прибором не требуется. Чтобы предохранить лаг от коррозии, на зиму его необходимо снимать с лодки.