Редакция просит всех желающих принять участие в ее обсуждении с таким расчетом, чтобы в последующем использовать полученные материалы для внесения соответствующих коррективов в рекомендуемые приемы самостраховки и взаимостраховки.
Занятия водно-моторным спортом неизбежно связаны с риском возникновения аварийных ситуаций, результатом которых могут быть травмы спортсмена или даже нескольких спортсменов. Травматизм и его последствия, как свидетельствует практика, нередко в какой-то степени сдерживают рост мастерства гонщика, а иногда и становятся причиной прекращения занятий этим видом спорта.
Тщательное изучение фактического положения показывает, что спортсмены-водномоторники еще не всегда достаточно знакомы и не всегда в полной мере владеют испытанными приемами само- и взаимостраховки как основными элементами техники безопасности на трассе гонок. Одна из причин этого кроется в отсутствии по затронутому вопросу серьезных теоретических исследований, специальной литературы и наглядных пособий (схем и плакатов) как для самостоятельной подготовки гонщиков, так и для организации плановых занятий со спортсменами тренерским составом.
Проведенный нами опрос гонщиков и тренеров позволил выявить наиболее типичные аварийные ситуации, встречающиеся в спортивной практике. Дадим их краткое описание:
Взлет судна. Скоротечно протекающий полный отрыв судна от водной поверхности с кратковременным неуправляемым полетом в воздухе, заканчивающимся неупорядоченным приводнением.
Переворот (опрокидывание) судна. Внезапное изменение положения движущегося судна на водной поверхности относительно его продольной или поперечной оси, обусловленное воздействием внутренних и внешних сил (таких, например, как центробежная сила).
Столкновения (навалы) судов. Опасное сближение со стоящим или движущимся судном, в результате которого происходят не только легкие касания бортами, но и различные тяжелые повреждения корпуса.
Удар при входе судна в волну. Неожиданная встреча (по курсу) движущегося судна с высокой волной, приводящая к резкому торможению — гидродинамическому удару, что вызывает различные повреждения корпуса судна.
Столкновение с плавающим предметом. Неожиданное столкновение судна (или подводной части его двигателя) с плавающими на поверхности предметами (бревна-топляки, обломки досок и т. д.).
Разворот судна на месте. Резкое изменение курса движущегося судна вокруг вертикальной оси на 180° и более, происшедшее из-за неправильных действий гонщика.
Прочие аварийные ситуации. Аварийные ситуации, неожиданно возникающие при внезапном обрыве рулевой тяги, из-за поломки траверсы, разрушения маховика двигателя и т. д.
Предложенная классификация, очевидно, не свободна от недостатков, но, во всяком случае, на первых порах может быть использована.
По тяжести течения и воздействия на организм человека все спортивные травмы обычно подразделяются на три группы.
Легкими — считаются травмы, не вызывающие значительных нарушений в организме и потери работоспособности гонщика.
Средними — считаются травмы с нерезко выраженными изменениями в организме, не требующие стационарного лечения, но приводящие к потере общей и спортивной работоспособности.
Тяжелыми — считаются травмы, вызывающие резко выраженные нарушения в состоянии здоровья, требующие срочной госпитализации и длительного лечения. При очень тяжелых травмах могут наблюдаться смертельные исходы.
Для того чтобы дать представление о структуре спортивного травматизма при аварийных ситуациях, возникавших на различных соревнованиях за период с 1971 по 1982 г., полученные нами данные сведены в таблицу.
Для разработки рекомендаций по внедрению в спортивную практику каких-то наиболее рациональных общих приемов самостраховки были изучены протоколы соревнований, проведены специальные исследования — опросы спортсменов и тренеров; использованы также материалы личных наблюдений. В результате обобщения полученных данных наметилась определенная система приемов самостраховки» кратко изложенная ниже.
1. При переворотах (опрокидывании) судна
Травмы при переворотах (опрокидывании) судов занимают, как это видно из таблицы, первое место в общем числе зарегистрированных и изученных случаев травматизма. Встречаются перевороты через борт и через транец. Перевороты могут возникать как на прямых участках трассы, так и во время поворотов. Опрокидыванию нередко способствует аэродинамическая подъемная сила, образующаяся на днище судна; переворот от неожиданного «поддува» ветра иногда происходит без отрыва от поверхности воды (буквально, что называется, на транце).
Причины аварийных ситуаций могут быть весьма разнообразны; основные из них следующие: 1 — превышение гонщиком критической скорости судна при выполнении поворота вокруг буя; 2 — слишком резкий поворот при попытке обойти какое-либо препятствие на трассе (например, внезапно остановившееся судно или плавающий предмет); 3 — неверная оценка гонщиком метеоусловий на трассе.
Рекомендуемые приемы само- и взаимостраховки:
а. Накануне гонок: 1 — выявление конструктивных особенностей корпуса, влияющих на его мореходные качества (поведение на волне, радиус циркуляции, критическая скорость и др.); 2 — выбор оптимального угла перекладки руля (поворота мотора) в зависимости от скорости, на которой выполняется поворот вокруг буя; 3 — предварительное прохождение всей трассы (на тренировочных заездах, а при необходимости, и в период предстартового времени) с целью объективной оценки основных ее участков, состояния акватории и метеоусловий для корректировки плана ведения гонки.
б. В момент развития аварийной ситуации: 1 — попытаться снизить скорость судна и уменьшить угол наклона своего тела внутрь поворота; 2 — сбросить газ и быстрым перемещением массы тела вперед попытаться «придавить» носовую часть судна; 3 — при выпадении (выбросе) из кокпита судна успеть сгруппироваться перед приводнением.
в. Когда гонщик оказался в воде: 1 — поднять любую руку вверх, если не требуется немедленная помощь; 2 — по окончания прохода участников гонки подплыть к своему судну и, если двигатель не запускается, встать во весь рост в кокпите лодки (или с помощью весла-гребка сойти с трассы); 3 — если судно получило повреждение и затонуло, по возможности отплыть с трассы и ждать спасательное судно; 4 — если гонщик, оказавшийся за бортом, не поднял руку вверх, то первый же другой участник, увидевший пострадавшего, должен подойти к нему я оказать немедленную помощь.
Сказанное в п. «в» относится и ко всем остальным аварийным ситуациям, рассматриваемым в п. 2—7, и там не повторяется снова только для экономии места.
2. При взлетах судна
Траектория судна может иметь вид полной «мертвой петли» или вид неполной петли. Опрос группы высококвалифицированных спортсменов и тренеров, а также анализ протоколов за последние 10 лет показали, что во время гонок чаще всего наблюдались взлеты с траекторией в виде неполной петли и лишь очень редко — первого типа. При всех вариантах гонщики выпадали из судна. При падении на поверхность воды у пострадавших наряду с сильными ушибами наблюдались различные переломы.
Причины аварийных ситуаций во время гонок чаше всего заключаются: 1 —в наличии конструктивных недостатков, т. е. ошибок при проектировании и постройке корпуса; 2 — в превышении критической скорости; 3 —в ошибочной оценке гонщиком метеообстановки и состояния акватории иа отдельных участках трассы.
Рекомендуемые приемы само -и взаимостраховки:
а. Накануне гонок: 1 — немедленное устранение выявленных недостатков, могущих привести к возникновению аварийной ситуации; 2 — определение гонщиком предельно допустимой (критической) скорости своего судна; 3 — тщательная оценка гонщиком (совместно с тренером) сложившейся метеообстановки на всем протяжении трассы.
б. Б момент развития аварийной ситуации: 1 — резко сбросить скорость ручкой газа с одновременным перемещением тела вперед с целью изменения положения центра тяжести судна; своим весом надо попытаться «придавить» носовую часть судна; 2 — на исходе взлета, когда прекращается воздействие центробежной силы, резко оттолкнуть от себя корпус (прямо или в сторону) с целью отделить дальнейший полет своего тела от полета судна; 3 — отделившись от судна, немедленно сгруппироваться «в комок».
Для группировки «в комок» надо нагнуть голову вперед и обхватить ее кистями рук; локти прижать к груди; ноги согнуть в колейных и тазобедренных суставах и прижать бедрами к животу; стопы йог максимально согнуть в голеностопных суставах вперед.
3. При столкновениях (навалах) судов
Для практики представляет определенный интерес распределение частоты основных вариантов аварийной ситуации в общем числе зарегистрированных случаев. Чаще всего наблюдаются столкновения судов «бортом о борт» при навалах во время обгона и особенно часто — на поворотах вокруг буя. Второе место по количеству случаев занимают столкновения «носом в борт»; они происходят под различными углами и на различных участках трассы. На третьем месте — проход одного судна «через другое» или, правильнее сказать, над другим; бывают случаи прохода как через стоящее судно, так и через судно, движущееся по акватории (обычно с меньшей скоростью, чем налетевшее на него судно). Четвертое место занимает вариант «носом в транец», чаще всего связанный с неожиданной остановкой впереди идущего судна на курсе у следующего за ним. Пятое и шестое места поделили наиболее редкие варианты — касание бортами на встречных курсах и столкновения «носом в нос».
Причины аварийных ситуаций: 1 — грубые нарушения Правил соревнований по водно-моторному спорту во время передвижения по акватории; 2 — ошибочные действия при управлении судном (неправильное выполнение обгона впереди идущего судна и обхода остановившегося судна, ошибки при выполнении поворота вокруг буя и т. п.); 3 — внезапная остановка впереди идущего судна из-за технических неполадок.
Рекомедуемые приемы само- и взаимостраховки:
а. Накануне гонок: 1 — повторение и обсуждение гонщиками (совместно с тренерами) основных положений Правил соревнований и Инструкции главного судьи; неукоснительное выполнение их требований во время гонок; 2 — отработка во время тренировочных заездов основных спортивно-технических и тактических приемов применительно к трассе, на которой проводятся соревнования; 3 — рекомендуется заранее «прикатать» все наиболее важные участки трассы и совместно с тренером наметить план ведения гонки.
б. В момент развития аварийной ситуации: 1 — безошибочное и быстрое выполнение заранее разученных спортивно-технических и тактических приемов; 2 — при возникновении опасности столкновения попытаться быстро сбросить или прибавить скорость, сделать отворот или доворот, чтобы уклониться от наезжающего судна или обойти внезапно остановившееся по курсу Судно; 3 — если удар неминуем, принять такую позу, чтобы последствия были наименее опасными; 4 —с целью предупреждения столкновения гонщику остановившегося судна необходимо при помощи весла-гребка уйти из опасной зоны; 5 — если стоящему (из-за неисправности) судну угрожает неминуемый наезд другого судна, гонщик должен немедленно покинуть кокпит, выбрасываясь в любую сторону сообразно обстановке.
4. При входе судна в волну
Эта группа аварийных ситуаций также очень опасна для гонщиков, в спортивной практике одинаково часто встречаются варианты со входом судна под острым и под прямым углом к волне — к направлению ее движения.
Причины аварийных ситуаций: чаще всего это — неожиданное появление высокой волны в районе трассы; волна может быть вызвана катерами обслуживания, проходящими вблизи трассы судами или неблагоприятными метеоусловиями (порывистый ветер).
Рекомендуемые приемы само- и взаимостраховки:
а. Накануне гонок: 1 — тщательное изучение метеообстановки на всех участках трассы, обсуждение возможных причин появления волны; 2 — организаторам соревнований следует исключить бесконтрольное передвижение по акватории катеров обслуживания и по возможности закрыть движение посторонних судов вблизи акватории гонок.
б. В момент развития аварийной ситуации: 1 — при обнаруженин высокой (опасной) волны на пути следования попытаться снизить скорость и преодолевать волну на малом ходу и под прямым углом; 2 — в случае выпадения из кокпита в результате переворота судна (нередкого при входе в косую волну) сгруппироваться перед приводнением; 3 — при резком столкновении с волной принять такую позу, чтобы последствия были минимальными (например, быстро нагнуть голову, чтобы принять удар об обтекатель-фонарь и встречный поток воды защитным шлемом).
5. При столкновении с плавающим предметом
Удар о препятствие может быть воспринят носовой частью или днищем корпуса либо подводной частью двигателя.
Причины аварийных ситуаций; плохая подготовка трассы перед началом гонок и отсутствие контроля за ее состоянием в перерывах между гонками со стороны членов судейской коллегии; падение в воду предметов снаряжения из судна, потерпевшего аварию (матрасик, весло-гребок, бачок и т. п.).
Рекомендуемые приемы само- и взаимостраховки:
а. Накануне гонок: 1 — тщательная очистка акватории (особенно на реках) от плавающих предметов не только накануне гонок, но и в перерывах между ними организаторами соревнований; 2 — надежное крепление на судах предметов снаряжения, которые, выпав, могут послужить причиной аварий; 3 — прохождение трассы в период предстартового времени для контроля за отсутствием на акватории плавающих предметов.
6. В момент развития аварийной ситуации: 1 — попытаться предотвратить столкновение с обнаруженным плавающим предметом — обойти его; для этого надо снизить скорость судна и произвести отворот или доворот исходя из обстановки на трассе; 2 — при невозможности обхода плавающего предмета (например, при позднем обнаружении), попытаться ослабить удар, максимально снизив скорость, и подставить под удар наименее важный участок корпуса; 3 — срочно покинуть судно, если неминуемое столкновение угрожает жизни гонщика.
6. При разворотах судна на месте
Эта аварийная ситуация возникает не так уж часто (3,8 % количества изученных случаев). В практике различают разворот судна на ISO0 и (значительно реже) на 360°.
Причины аварийных ситуаций: наличие конструктивных недостатков в корпусе и рулевом управлении, которые способствуют боковому проскальзыванию при резком повороте и т. п.; ошибочные действия, допускаемые гонщиком на сложных участках трассы (например, при крутых поворотах вокруг буя); попытка сделать резкий отворот при обходе препятствия.
Рекомендуемые приемы само- и взаимостраховки:
а. Накануне гонок: 1 — устранение конструктивных недостатков, способствующих боковому проскальзыванию и развороту судна на месте; 2 — изучение особенностей судна при выполнении различных спортивно-технических и тактических приемов; 3 — тщательное изучение обстановки на всех участках трассы и ее объективная опенка.
б. В момент развития аварийной ситуации: 1 — попытаться снизить скорость, чтобы поворот выполнялся на меньшем ходу; 2 — попытаться исправить положение, изменив угол поворота руля, гребного винта; 3 — принять дополнительные меры к удержанию в кокпите при резком повороте.
7. При прочих аварийных ситуациях
Неожиданные поломки или возникновения неисправности в оборудовании судна происходят в основном из-за недостаточного контроля за состоянием техники со стороны спортсменов, тренеров, а иногда и членов технических комиссий. Надежность, исправность материальной части — первейшее условие, залог безопасности спортсмена, однако этой важнейшей стороне подготовки к гонкам не всегда уделяется достаточное внимание.
Гонщику необходимо выработать полезную привычку в порядке самопроверки тщательно и в определенной последовательности осматривать состояние узлов навесного оборудования и снаряжения судна перед любым выходом на акваторию.
Объем предстартовой проверки материальной части должен быть отработан. В качестве примера приводим схему, на которой указаны места обязательной самопроверки перед выходом на воду.
Установленный объем самопроверки материальной части сокращать нецелесообразно; в то же время по усмотрению гонщика он может быть значительно расширен и углублен. Во всяком случае небрежное отношение к этому мероприятию может обернуться бедой.
Среди спортсменов должна иметь место и товарищеская взаимопроверка. Под этим понимается визуальный контроль за состоянием материальной части судна своего товарища (как во время оказания ему помощи при отладке техники, так и во время спуска его на воду).
Взаимопроверка, как и самопроверка, должна стать привычкой в спортивной деятельности каждого водномоторника. Заметил или «заподозрил» какую-либо неисправность (предпосылку к ней) на любой лодке — немедленно предупреди товарища! Подобные замечания и советы непосредственно перед гонкой иногда воспринимаются болезненно, но поскольку речь идет о возможных опасных последствиях, любыми условностями следует пренебречь.
В заключение необходимо отметить следующее. Рекомендуемые нами приемы само- и взаимостраховки, конечно же, не догма. Мы хотели дать какое-то общее руководство к действию. Объем и последовательность выполнения любых приемов во многом зависят от конкретных условий и типа аварийной ситуации, класса судна и его состояния, опытности гонщика, сложившейся обстановки на трассе и т. д.
Главная мысль заключается в том, что аварийная ситуация всегда неожиданна и быстротечна, поэтому и действия всех ее участников должны быть быстрыми и точными, отработанными заранее до автоматизма. С повышением абсолютных скоростей добиться такой безошибочности действий все более сложно.
При организации учебного процесса со спортсменами-водномоторниками (в ДЮСТШ, СТК, любом клубе) необходимо предусматривать теоретические занятия по изучению и освоению приемов само- и взаимостраховки при помощи плакатов, схем, рисунков и соответствующей литературы.
Затем можно переходить к практическим занятиям и тренировкам непосредственно на воде. Установить тормозной путь своего судна, освоить прием правильного объезда внезапно возникшего препятствия — темы подобных занятий. Отрабатывать группировку при падении можно на батуте или при прыжках в воду с вышки и т. д. Важно сделать эти тренировки интересными для спортсменов; тут многое зависит от творческой фантазии тренерского состава.
Совершенно очевидно большое значение роли тренера в деле пропаганды, теоретического и практического овладения приемами самостраховки и самопроверки среди спортсменов-водномоторников.
Формирование твердых навыков, автоматизма при выполнении приемов само- и взаимостраховки — важная ступень мастерства гонщика.
Должно быть сделано все возможное, чтобы предупредить возникновение и развитие аварийной ситуации, ну а если она все-таки возникла, — чтобы все участники благополучно вышли из нее. В этом основа безопасности на наших водно-моторных трассах.