Приспособление для взятия рифов
Взятие рифов на крейсерско-гоночной яхте производится быстро при наличии на гике блоков риф-шкентелей, скользящих по рельсам, и тали, проведенной через гик на стопор у кокпита. Коренной конец риф-шкентеля можно либо крепить скобой непосредственно за риф-кренгельс на задней шкаторине грота, либо, пропустив через кренгельс, вокруг гика, закрепить рядом с блоком. У мачты парус надевается соответствующим кренгельсом на крючок у вертлюга гика.
Блок на пружине
Блок, установленный на палубе или на ползуне, при ослаблении натяжения снасти стучит о палубу; кроме того, снасть нередко «заедает» от ее закручивания вокруг блока. Этих недостатков можно избежать, если на скобу, присоединяющую блок к обуху или ползуну, надеть пружину. Блок, не касаясь настила палубы, будет легко поворачиваться в зависимости от направления тяги снасти.
Плоские леера из капроновой ленты
В районе кокпита леера из стального троса лучше заменить отрезками плотной капроновой ленты шириной 30—50 мм. По концам ленты нужно вшить металлические кольца для крепления ее к кормовому релингу и стойкам. Благодаря этому на полных курсах не перетираются шкоты, а команде при откренивании яхты удобнее опираться на плоские леера.
Талрепы на леерах можно сделать из капронового шнура диаметром 6 мм. Мягкий талреп удобнее обтягивать, на нем нет шплинтов, о которые можно порвать робу.
Усовершенствованный воздушный насос
В 1978 г. я приобрел в спортивном магазине двухместную резиновую надувную лодку «Зефир-Л» (производство ПНР). Лодка легкая и надежная, за семь лет эксплуатации не произошло ни поломок, ни потери герметичности. Однако есть у «Зефир-Л» и некоторые недостатки. Одним из них является низкая производительность воздушного насоса: заполнение камер лодки воздухом занимает около 14 мин.
Этот недостаток мне удалось устранить, соединив вместе два насоса. Для этого пришлось спаять из латунной трубки тройник, к которому присоединяются гибкие резиновые шланги. Благодаря наличию у каждого насоса клапанной коробки с всасывающим и нагнетательным клапанами перетекания воздуха из одного насоса в другой не происходит. Работать насосами можно как параллельно, так и последовательно. Время наполнения лодки воздухом сократилось вдвое.
Спасательный блок
Блок предлагаемой конструкции можно метнуть иа 20—25 м с небольшой лодки даже сидя. Обладай достаточной плавучестью, он будет поддерживать на плаву взрослого человека.
Блок склеивают из достаточно прочного и ненамокающего в воде пенопласта. На коротких ребрах срезают фаски 50X45°, длинные ребра скругляют, блок оклеивают тканью (капроном, стеклотканью и т. п.). Ко всем четырем коротким ребрам приклеивают планки с вырезами, изготовленные из водостойкой фанеры толщиной 3—4 мм. В центр блока врезают трубку из мягкого металла (медь, алюминий) с внутренним диаметром 10—15 мм, ее концы подкрепляют фанерными накладками диаметром 50 мм и слегка развальцовывают.
Собранный блок окрашивают в яркие цвета (красно-белый, оранжевый) секторами или квадратами. Из капронового шнура диаметром 3—5 мм делают четыре петли, пропуская шнур через центральную трубку и вырезы в угловых планках (петли обтягивают туго!). Из такого же скрученного вдвое шнура делают круговой леер, прикрепляя его к каждой петле. Леер должен свободно провисать между креплениями. К круговому лееру привязывают или крепят такелажной скобкой 25—30 м капронового линя, на котором через каждые 1,0—1,5 м вяжут узелки-мусинги. Линь наматывают на блок, как на катушку, его свободный конец закрепляют на лодке.
При броске блок берут одной рукой так, чтобы малая грань легла в ладонь, а пальцы слегка придерживали блок по большим граням, не давая линю сползать. Руку с блоком заносят за голову, затем его бросают в направлении вперед-вверх, одновременно сообщая «подкрутку», которая стабилизирует полет и позволяет линю свободно сбегать с блока.