Около 875 тысяч зрителей имеют возможность наблюдать гонки Непосредственно, более 220 миллионов — через электронную прессу и печатные издания.
В гонках Формулы I участвуют самые быстроходные лодки и самые мощные в мире подвесные моторы! Мировой рекорд скорости, установленный на непобедимых восьмицилиндровых моторах «Эвинруд»/«Джонсон», равен 232 км/ч, но в потенциале возможны еще более высокие скорости! Наши 3,5-литровые моторы открывают новые горизонты, повысившиеся скорости и ускорения добавляют остроты грандиозным спектаклям на воде!
Из рекламного проспекта концерна «ОМС» — производителя моторов «Эвинруд»/«Джонсон».
Сейчас ничего не известно о новинках предстоящего сезона, о характеристиках лодок, которые держат в секрете. Вашему корреспонденту удалось узнать, что субсидируемая фирмами «Мартини» (производитель коньяков и вин — прим. ред.) и «ОМС» команда Молинари — Видоли — Вильсон будет оснащена катамаранами Молинари, построенными из сверхлегких титановых сплавов, углепластика и кевлара с использованием сотовых конструкций. Это позволит повысить отношение мощности двигателя к весу судна и достичь новых скоростей.
Из информации журнала «Мотобот энд Ётинг»
Мы должны объявить печальное известие о гибели Луиджи Валдаио — гонщика Формулы I, произошедшей во время гонок чемпионата мира 27 мая 1984 г. в Хертогенбоше. Выражаем соболезнование семье гонщика и Итальянской федерации водно-моторного спорта.
Во время гонок чемпионата мира Формулы I 3 июня 1984 г. погиб французский спортсмен Жерар Бартелемю.
Во время тренировки 3 августа 1984 г. погиб Роберто Саверио, итальянский гонщик Формулы I.
В гонке чемпионата мира Формулы I, проходившей в Льеже 19 августа 1984 г., погиб английский спортсмен Том Персиваль.
Гибель четырех европейских гонщиков в прошлогодних соревнованиях на скутерах OZ глубоко потрясла самые широкие слои общества, связанные с водномоторным спортом. Мне особенно трудно смириться с потерей близкого друга — Тома Персиваля, олицетворявшего надежды британских водномоторников на успех в ежегодной серии гонок чемпионата мира Формулы I. Кажется невероятным, что такой многоопытный и осмотрительный спортсмен мог допустить роковую ошибку на дистанции. И тем не менее это случилось.
Трагическая гибель спортсменов вызвала бурные протесты, многие именитые гонщики отказались выступать в завершающих сезон соревнованиях — потребовали от организаторов чемпионата ужесточения мер, обеспечивающих безопасность. Жаль только, что возмущенные чувства не выплеснулись наружу раньше — сразу же после первых же фатальных инцидентов в самом начале сезона. Тогда, возможно, удалось бы спасти жизни остальных гонщиков, не ставить под угрозу участников последующих соревнований. Очевидно, что если не будут приняты срочные меры, за четырьмя погибшими последуют другие.
Спонсорам европейских соревнований Формулы I — фирме «Бенсон и Ходжес», представителям крупнейших корпораций, выпускающих сверхмощные гоночные подвесные моторы — американским «ОМС» и «Меркюри Марин» — пришлось выдержать сильнейший натиск гонщиков и общественности во время соревнований на Гран При Лондона. Чтобы оградить себя от справедливых обвинений, представители этих фирм явились в Лондонский док в сопровождении своих адвокатов. Нет сомнения, что огромная доля вины в гибели гонщиков — на совести «ОМС» и «Мер-кюри».
Не буду докучать читателю разбором возобновляющихся время от времени старых споров между представителями коммерции и спорта. Расскажу о мышиной возне, затеянной конкурирующими гигантскими концернами "в судах США прошлым летом. «Меркюри Марин» после длительного перерыва вновь заявила о своем намерений субсидировать фирменную команду для участия в соревнованиях Формулы I. Дело свелось к тому, что «ОМС» пыталась инкриминировать «Меркюри Марин» нарушение одного из основных положений Американской ассоциаций водно-моторных гонок, согласно которому к соревнованиям не допускаются скутера с двигателями, выпущенными партией менее 50 единиц. Цель была ясна: не допустить к гонкам чемпионата мира новый сверхмощный гоночный мотор «Меркюри Т-4». «ОМС» удалось выиграть процесс, в США этот мотор был исключен из программы соревнований.
Нужно иметь в виду, что, если капитал упомянутых концернов исчисляется многими миллионами долларов, то большинство гонщиков, выступающих на выпущенных этими концернами моторах, подвергают свою жизнь жестокому риску за мизерное вознаграждение. Энтузиазм спортсменов эксплуатируется до той точки, когда они становятся марионетками в опасной промышленной и торговой игре. Концерны же используют яркие и динамичные гонки на «Гран При городов», каждой из которых уделяется 30 минут телевизионного времени, для широкой рекламы своей продукции.
Так получилось, что уже через семь дней после гибели Тома Персиваля, в соревнованиях на Гран При Лондона появился катамаран с мотором «Т4», управляемый фирменным гонщиком «Меркюри Марин» Биллом Сиболдом: ведь на европейские гонки решение суда США не распространяется! Сиболд успешно выступил против соперников, у которых на этот раз были менее мощные «Эвинруды» и «Джонсоны», но это стало лишь еще одним свидетельством тому, что фирма пустила по ветру все свои высокоморальные заявления и снова использовала любительский спорт как средство рекламы.
Наиболее именитые спортсмены, такие как «Летучий голландец» Ван дер Велден и двое его партнеров по команде, субсидируемой фирмой «Бенсон и Ходжес», — экс-чемпион мира Роджер Дженкинс и Боб Спалдинг, отказались от участия в лондонских гонках в надежде, что их протест приведет к пересмотру мер безопасности. Но, учитывая прошлый опыт, сомнительно, чтобы Королёвская яхтенная ассоциация, Международный союз водно-моторных гонок УИМ или тем более какая-либо из американских моторостроительных фирм сделали хоть что-нибудь в этом направлении. Отчасти потому, что все они хотели бы остаться в стороне от уже случившихся трагедий.
И все же, что можно было сделать? Боюсь, что немного. Ведь и «ОМС» и «Меркюри» к спорту никакого отношения не имеют. Оба концерна существуют благодаря производству стандартных потребительских подвесных моторов мощностью от 2 до 250 л. с. н никакие разговоры не заставят их изменить размеры наиболее мощных гоночных моторов, выпускаемых исключительно в рекламных целях. Мощность 8-цилнндровых «V8 ОМС», видимо, скоро превзойдет 400 л. с. Этого вполне достаточно, чтобы катамаран, построенный по проекту даже не слишком искушенного и не имеющего средств на исследования конструктора, достиг скорости 240 км/ч.
19 августа 1939 г. сэр Малькольм Кэмпбелл установил на оз. Конистон мировой рекорд скорости — 228,1 км/ч. Его глиссер «Блюбёд» длиной 8,22 м и огромной, по нынешним меркам, шириной 2,92 м был оснащен 12-ци-циндровым двигателем «Роллс-Ройс» с объемом цилиндров 36 582 см3 и мощностью 2000 л. с. при 3200 об/мин. Другими словами, рекордный глиссер Кэмпбелла был гораздо больше и тяжелее современных катамаранов Формулы I. Кроме того, чтобы поставить рекорд, Кэмпбелл терпеливо ждал погоду, при которой поверхность воды была бы зеркально гладкой. Сейчас же гонщики Формулы I развивают такую же скорость, но не обращая внимания на погоду и на все более легких судах.
Можно, конечно, возразить, что за минувшие 45 лет скорости возросли у всех видов транспорта (хотя к водному это относится в меньшей степени). У водномоторников нет гоночных треков, специально спрофилированных колес или силового управления, как у автомобильных гонщиков, но они обладают чрезвычайно мощными двигателями. И никто не может с уверенностью сказать, что произойдет, если легкая лодка на скорости свыше 200 км/ч встретится с волной. В большинстве случаев неизбежные скачки по волнам заканчиваются печально.
Один из путей снижения скорости — введение в правила более жестких ограничений рабочего объема цилиндров. Но это практически невозможно вследствие существующей тенденции повышения отношения мощности к массе двигателя. Даже если «ОМС» и «Меркюри» согласятся не делать из своих потребительских моделей гоночные варианты, все равно мощность этих моторов окажется на уровне гоночных двигателей пятилетней давности, которые обеспечивали скутерам скорости свыше 160 км/ч. В самом деле, на чемпионате Европы 1984 г. скорости 176 км/ч были достигнуты уже на скутерах класса ОС с рабочим объемом двигателя всего 500 см3. При такой скорости тяжесть возможных увечий гонщиков уже никоим образом не пропорциональна литражу двигателя.
Необходимо найти путь уменьшения опасности для спортсмена в случае аварии.
Три финальные гонки чемпионата мира 1984 г. Формулы 1 его организаторы провели по сокращенной дистанции. Это была паническая реакция — попытка хоть как-то уменьшить вероятность новых инцидентов. Но ведь авария может случиться и на короткой дистанции! Нет, необходимы другие меры.
Крис Ходжес — одни из ведущих в Европе конструкторов и строителей гоночных судов, партнер погибшего Тома Персиваля — заявил, что больше не построит ни одного скутера, пока не будет решена проблема обеспечения безопасности. Имеющиеся в наличии средства партнеров Ходжес решил затратить на постройку и испытания отделяемой от скутера в случае аварии капсулы, в которой размещается водитель.
Уступая требованиям спортивной общественности, Международный Союз водно-моторных гонок У ИМ утвердил на 1965 г. новые правила чемпионата мира Формулы 1.
Рабочий объем двигателей в ранее неограниченном классе скутеров OZ теперь ограничен диапазоном от 2000 до 3600 см3.
Корпус скутера должен быть не короче 5200 мм. вес лодки с мотором, пустыми топливными баками и оборудованием — не менее
где X — вес мотора без гребного винта и устройства для регулирования угла наклона.
В будущем к гонкам будут допускаться только суда, оборудованные защитным устройством, обеспечивающим безопасность водителя в случае взлета или столкновения.
Для снижения максимальной скорости в гонке длина прямого участка между поворотными буями ограничивается величиной 800—1000 м.