О компрессии двигателя
1. Каким критерием можно пользоваться для определения достаточной (или недостаточной) компрессии в двигателе?
2. Какие существуют способы и приборы для ее замера? Можно ли ими пользоваться в любительских условиях?
Уменьшение компрессии в цилиндре двигателя происходит вследствие естественного износа колец, цилиндра и поршня, а также недостатка смазки и повреждений поршневых колец, поршня и цилиндра. Снижение компрессии прежде всего проявляется в ухудшении запуска двигателя. При недостаточной компрессии снижается наполнение цилиндра свежей смесью, падает мощность. В двухтактном двигателе наличие компрессии обязательно не только в цилиндре, но и картере. Если в результате нарушения герметичности компрессия в картере недостаточна, то при пуске в цилиндр попадает мало смеси, причем смесь обедняется и значительная ее часть вытесняется через неплотности картера при движении поршня вниз.
Компрессию в цилиндре можно проверить следующим образом. Коленчатый вал двигателя прокручивают сперва с вывернутой, а затем с ввернутой свечой зажигания. В первом случае сопротивление прокручиванию незначительно, во втором — резко возрастает, если компрессия в цилиндре нормальная.
Для количественной оценки компрессии в цилиндре служит компрессометр — прибор, состоящий из манометра, шланга и резинового наконечника. Наконечник вставляют в резьбовое отверстие вместо свечи, после чего коленчатый вал двигателя провертывают пусковым механизмом при полностью открытой дроссельной заслонке до получения наибольшего отклонения стрелки компрессометра. Результат замера сравнивают с величиной компрессии исправного двигателя, имеющего аналогичные объем цилиндра и степень сжатия.
Состояние компрессии в картере можно определить, проверив его герметичность в результате осмотра плотности соединений, состояния прокладок и сальников, наличия замасливания наружных поверхностей деталей из-за прорыва смеси.
Обратный выброс топлива у мотора «Стрела»
При езде на лодке с мотором «Стрела» я заметил, что из карбюратора вылетает большое количество горючей смеси в виде мелких капелек. Попробовал поставить мелкую сетку в отверстие, но при этом уменьшается число оборотов двигателя, да и сама сетка долго не служит из-за сильной вибрации. В чем причина этих неисправностей?
Ненормальная работа мотора может быть вызвана следующими причинами:
- большим износом цилиндра или колец при длительной эксплуатации или коррозии;
- неисправностью карбюратора (негерметичностью поплавка, игольчатого клапана) или его неправильной регулировкой;
- значительной вибрацией мотора, вызывающей переполнение поплавковой камеры карбюратора (из-за нарушения посадки маховика на конусе коленчатого вала, ослабления крепления бензобака).
Неустойчивая работа мотора «Ветерок-12э»
Мой «Ветерок-12Э» при полностью открытой дроссельной заслонке через 2—3 мин после выхода лодки на глиссирование начинает развивать повышенные обороты и внезапно сбрасывает газ до среднего; мощность мотора падает, верхний цилиндр греется, на свечах быстро образуется нагар, двигатель плохо набирает обороты и работает с перебоями.
Неустойчивая работа мотора на полном дросселе, падение числа оборотов, перегрев — все это может вызвать калильное зажигание, при котором смесь воспламеняется не в момент проскакивания искры в свече, а от перегретого участка в камере сгорания. Причинами возникновения калильного зажигания могут стать: скопление нагара в камере сгорания, увеличенный угол опережения зажигания, неподходящая по тепловой характеристике свеча зажигания, недостаточное охлаждение двигателя.
Для устранения этого явления необходимо проверить и при необходимости установить оптимальный угол опережения зажигания; очистить от нагара поверхность камеры сгорания в головке блока цилиндров и днище поршня; проверить состояние водяного насоса (износ крыльчатки) и каналов в системе охлаждения; использовать более «холодные» свечи типа А17 и А23. На двигателе, склонном к калильному зажиганию, рекомендуется несколько уменьшить угол опережения зажигания (на 3—5°).
О серийном ВРШ типа «Черноморец-2»
Некоторые из наших читателей, которые приобрели винт регулируемого шага «Черноморец-2», выпускаемый Черноморским судостроительным заводом, обращались в редакцию за советом, как избавиться от самопроизвольного уменьшения шага винта при движении мотолодки. Об этом упоминалось в статье «Ладога-2» — комфорт и скорость» (см. «КЯ» №95).
Редакция обратилась к главному инженеру завода И. Н. Овдиенко, который сообщил следующее:
«Самопроворачивание лопастей ВРШ «Черноморец-2» имеет место в тех случаях, когда перед установкой на мотор винт не расконсервируется. При поставке винт законсервирован; если между поводком и полуступицами остаются даже следы масла, затяжка гайкой-обтекателем оказывается недостаточной и под нагрузкой лопасти винта самопроизвольно устанавливаются на «нуль».
Этому явлению способствует также усиленная ходовая вибрация, особенно когда на лодку навешиваются два параллельно работающих мотора.
Для исключения влияния консервирующей смазки и вибрации с начала 1983 г. винты «Черноморец-2» поставляются с поводками, на внутренней поверхности которых нанесена насечка. Это радикально решает вопрос удержания шага под нагрузкой».
Противопоказания
Какие существуют медицинские противопоказания, препятствующие выдаче Диплома яхтенного капитана или Удостоверения яхтенного рулевого 1 и 2 класса?
Из Федерации парусного спорта СССР нам сообщили, что для получения Диплома яхтенного капитана и Удостоверения яхтенного рулевого 1 и 2 класса достаточно справки физкультурного диспансера о допуске к занятиям парусным спортом.
Однако Федерация парусного спорта СССР придерживается мнения, что в связи с большой ответственностью капитана яхты необходимо обсудить вопрос о возможных ограничениях на получение Диплома яхтенного капитана лицам, имеющим дефекты органов зрения, слуха, речи, а также страдающих нервными расстройствами.