При эксплуатации двухкаютного катера с подвесными моторами, описание которого помещено в «КЯ» №107, мы произвели замеры сопротивления воды движению катера и построили график зависимости этой характеристики от скорости, что впоследствии использовали при проектировании водометного движителя. Хотим поделиться методом производства этих работ, потому что считаем их простейшими.
Динамометр устанавливается между задней рукояткой мотора и специально предусмотренным рычагом. При этом стопор, предохраняющий мотор от откидывания на заднем ходу, должен быть выведен из действия. С помощью рычага мотор отрывается от упоров. При этом происходит уравновешивание моментов, один из которых образован произведением расстояния между осью откидывания мотора и осью гребного вала на силу тяги мотора, второй — произведением расстояния от оси откидывания мотора до места крепления динамометра к задней ручке, измеренной в горизонтальном направлении, на показание динамометра. При этом необходимо, чтобы динамометр занимал вертикальное положение, т. е. его точка крепления # рычагу располагалась строго над креплением к задней рукоятке. У моторов «Нептун-23» расстояние между осью откидывания и ручкой в 1,055 раза меньше расстояния между этой же осью и осью гребного вала, поэтому, чтобы определить тягу мотора, показание динамометра следует разделить на 1,055. Сопротивление корпуса равно суммарной тяге, создаваемой винтами обоих моторов. Чтобы получить зависимость сопротивления от скорости, один мотор включался на полный ход, а второму давалась лишь частичная нагрузка; измерения производились для каждого мотора, так как тяга мотора, работающего полным ходом, зависит от скорости движения катера.
Для точного определения тяги мотора из показаний динамометра надо вычитать 15 кг; это сила, необходимая для уравновешивания части массы мотора, которая приходится на динамометр. Остальная часть через ось откидывания и струбцину передается на транец катера.
Измерение скорости катера производилось с помощью приемника полного давления, выполненного в виде Г-образной трубки, горизонтальная часть которой опускалась за транцем ниже днища катера на 150—200 мм на расстоянии 300 мм от борта. Предполагается, что в этом месте пограничный слой не влияет на показания. Измерение давления производилось по уровню воды в прозрачной полиэтиленовой трубке, привязанной вдоль вертикального шеста-линейки, укрепленного на борту катера. На шесте нанесена разметка —- четко видные риски, отмечающие высоту от уровня ватерлинии. Высота шеста — 3 м, подъем воды до отметки 2,76 м соответствовал скорости катера 27 км/ч.
Для примера в №107 приведен график сопротивления корпуса в зависимости от скорости хода при весе катера 1450 кг.