Немало яхт еще плавают без приборов определения скорости; на них пользуются методом «голландского лага» или опускают за транец яхты поплавок на шнуре определенной длины. Метод прост, но неудобен, так как для очередного замера поплавок надо выбирать на борт и брать отсчет времени по секундомеру. Предлагаемый самодельный лаг лишен этих недостатков. Конструкция его проста (всего три детали) и доступна для изготовления в домашних условиях.
Буксируемый поплавок 1, вырезанный из бакелизированной фанеры, имеет свинцовый груз 4 внизу, который удерживает его в погруженном состоянии. Сектор указателя скорости 2 вырезается из толстой фанеры или доски. Проволочный кронштейн 3 на одном конце имеет кольцо для крепления нити от поплавка, а на другом закрепляется набор свинцовых противовесов. Кронштейн свободно вращается в отверстии сектора.
При помощи капроновой или другой прочной нити поплавок присоединяется к кольцу кронштейна наподобие воздушного змея.
Сектор лага необходимо оттарировать, буксируя за катером или другим судном, снабженным проверенным лагом. При тарировке подбирается вес свинцового груза и оптимальная площадь поплавка, которая не должна быть чрезмерно большой, чтобы не тормозить ход судна и не нагружать устройство дополнительной нагрузкой. Поэтому перед выходом на тарировку необходимо заготовить штук пять поплавков различной площади. Ориентировочные размеры показаны на рисунке.
Для практических целей достаточно сектор оттарировать до 14—16 узлов с ценой деления 0,2 узл.