Из краткого сообщения по телевидению я узнал об усовершенствовании болгарскими специалистами бензинового двигателя: после переделки он может работать на дизельном топливе. Это новшество — просто находка для нас, катерников-любителей! Прошу поподробней рассказать о нем в вашем журнале.
Предложено много различных устройств, при помощи которых можно снизить расходы па топливо и токсичность отработавших газов. Чтобы проверить возможность переоборудования части эксплуатируемых в стране автомобилей «ВАЗ» на более дешевое дизельное топливо, болгарские специалисты конвертировали бензиновый двигатель в дизель.
В отличие от двигателей с искровым зажиганием, в дизелях топливо воспламеняется от тепла сжатого воздуха, имеющего температуру 527—827°С, поэтому степень сжатия у них в 2,5—3 раза выше, чем у бензиновых двигателей. В конвертированном двигателе повышения степени сжатия с 8,5 до 20,5 удалось достичь за счет уменьшения до 1 мм расстояния между днищем поршня в ВМТ и головкой цилиндров. Для этого потребовалось заменить головку цилиндров, для большей прочности ее отлили из чугуна (вместо алюминиевого сплава).
Для улучшения смесеобразования в головке предусмотрена вихревая камера со вставкой из жаропрочной стали. Топливо подается в вихревую камеру форсункой, как обычно на дизелях легковых автомобилей.
Изменена также конструкция поршней. Для повышения прочности и улучшения отвода тепла они сделаны более массивными; увеличены расстояния от днища до канавки первого компрессионного кольца и между канавками первого и второго колец. Соответственно увеличена и прочность поршневого пальца.
Вертикальное расположение клапанов привело к изменению их приводного механизма. Болгарские специалисты получили авторские свидетельства на изобретения оригинального механизма привода клапанов и регулятора опережения впрыска топлива.
Естественно, изменилась и топливная система: снят карбюратор, установлены топливный насос высокого давления, имеющий привод при помощи зубчатого ремня, а также бумажный топливный фильтр болгарского производства. Вследствие большей теплонапряженности дизеля пришлось применить масляный радиатор.
От исходного двигателя «ВАЗ-2103» были использованы: блок цилиндров, чугунный коленчатый вал, маховик, шатуны, распределительный вал с цепным приводом, впускной и выпускной коллекторы, масляный насос, топливоподкачивающий насос, стартер и генератор.
Для уменьшения нагрузки на кривошипно-шатунный механизм поминальная частота вращения коленчатого вала снижена до 4000 об/мин.
Конвертированный дизель «КД-1500» развивает мощность 43 л. с., что на 41% меньше, чем на бензине. Удельный расход топлива составляет 225 г/л. с.-ч. Дорожные испытания нового двигателя на автомобиле «ВАЗ-2106» показали, что при нагрузке 430 кг и скорости 80 км/ч на каждые 100 км пути требуется 5,9 л топлива. Максимальная скорость — 107 км/ч.
Болгарскими специалистами разработана также модификация конвертированного двигателя «КД-1600».
Перевод бензинового двигателя на дизельное топливо достигнут не при помощи какой-то мифической приставки, как было сказано в телепередаче, а благодаря серьезной переделке самого двигателя и применения дизельной топливной аппаратуры.
Такие дизели несомненно представляют интерес, с точки зрения возможности их дальнейшего конвертирования и использования в качестве главных двигателей на катерах.