Многое на «Прогрессах» всех моделей можно усовершенствовать, например, сиденья, слишком удаленные от штурвала, или штурвал, поднятый очень высоко.
На своем «Прогрессе-2» я расклепал панель щитка, а затем склепал дюралюминиевую полосу 1X140 мм с панелью щитка во всю длину панели на дополнительно установленных жестких кронштейнах. Далее на подкладных полосах приклепал все это к оставшейся на лодке полке.
Кроме того, я заменил валик штурвала более длинным с таким расчетом, чтобы лодкой можно было управлять, откинувшись на спинку сиденья, в так называемой «позе кучера» (локти рук лежат на бедрах). При этом потребовалось переклепать подпятник вала штурвала на переборке. Размеры деталей не указываю — их нужно подбирать индивидуально, по собственному росту. Заодно сделал для вала штурвала дюралевую стойку-трубку с капроновой втулкой-подшипником внутри, а на подпятнике, где вал шплинтуется, подложил фторопластовую шайбу. Теперь на ходу ничего не дребезжит, трение минимальное.
Щиток я обтянул кожзаменителем, под который подложил поролон; края кожзаменителя приклеил к металлу клеем 88-Н. Обрамление панели щитка изготовил из полированных дюралевых профилей. Благодаря тому, что на угловом стыке панели с полкой профиль выступает буртиком, с полки ничего не падает. На щитке расположил приборы электротахометра, спидометра, ключ зажигания с перебранными контактами на противоугонную схему (при вынутом ключе катушки магнитоиндукционного датчика ЭСЗ замкнуты накоротко). Здесь же смонтировал тумблеры (отличительных огней, клотикового огня, стеклоочистителя, электронной отмашки-мигалки, плафона освещения кокпита, подзарядки аккумуляторов), кнопку «стоп» и лампу реле отсутствия воды в системе охлаждения.
Под щитком из 2-миллиметрового дюралюминия сделал съемную полку от борта до борта. К бортовым полкам она крепится при помощи резиновых прокладок, к переборке в полу-герметичный отсек — тремя болтами. В походе на ней удобно держать все, что должно быть под рукой (бинокль, дневник, карты-лоции и т. д.). При ночлеге рекомендую укладывать на нее спинки передних сидений, которые служат изголовьем.
На спинках передних сидений сзади я прикрепил спортивные сумки, в которых удобно держать туалетные принадлежности, инструмент и т. д. Дуги тента закрепил на бортовых комингсах кокпита болтами, съемные кронштейны из миллиметровой стали — дополнительными болтами с гайками-барашками.
Спинка заднего сиденья, вставленная в кронштейны, образовала столик от борта до борта шириной 470 мм. Если снять спинки переднего сиденья, то за столиком можно разместить по три человека с каждой стороны. Непогода обеду не мешаете есть тент.
Заднее сиденье я сдвинул вперед на 70—80 мм, укоротив рычаги откидки. Для упора спинки сиденья под палубой у переборки моторного отсека на комингс приклепав пластины из 4-миллиметрового дюралюминия. В результате между спинкой сиденья и перегородкой моторного отсека образовался рундучок, в котором я храню водные фигурные лыжи, фал, спасательный жилет и прочее. Здесь же размещаю спальные мешки, упакованные в мешки из целлофана и стянутые резиновыми багажными жгутами, и другие мягкие вещи.
Сиденья и спинки я изготовил из авиафанеры и поролона, а затем обтянул их снаружи кожзаменителем.
У всех модификаций «Прогресса-2» переднее сиденье несколько проваливается, так как профильная перегородка из тонкого листового дюраля, поддерживающая сиденье, слишком слабая. Чтобы избежать этого, рекомендую заменить на сиденье слабый передний угольник более жестким 40X40 мм.
Под тентом управлять лодкой неудобно, а без него при сильном волнении кокпит сильно забрызгивает. В походах я ставлю съемные .боковины, защищающие переднюю часть кокпита до задней рым-утки. Впереди они крепятся за стекло так же, как и тент, — застежками. В среднюю и заднюю рым-утки, в отверстия для уключин, вставляются трубки с надетой на них боковиной из брезента внатяжку, с напуском на комингс кокпита.
Для уплотнения ветрового стекла я применил резину от двух плечевых эспандеров. При этом нужно резину обильно смазать вакуумной смазкой для достижения большей герметичности (особенно на закруглениях) и проследить за тем, чтобы резина не приварилась к стеклу и профилю на носовой палубе.
Тент в сложенном виде я закрываю чехлом, сшитым из кожзаменителя. Чехол крепится на тех же болтах, что и тент, а застегивается на крючках, укрепленных на отбортовке для крышки моторного отсека. На чехле для этих крючков следует сделать пистоны (люверсы) из медной трубки диаметром 10—12 мм.
Слани из авиафанеры, сделанные мной, оказались удобнее металлических они не гремят, не нагреваются на солнце, не холодят при низкой температуре.
Для заправки бака бензином на плаву я использую дюралюминиевую трубу, диаметр которой чуть больше горловины бака. Нижний ее конец следует проточить по диаметру горловины (50 мм) так, чтобы когда труба будет вставлена в горловину бака, буртик не позволял ей опускаться ниже. В походе бак обычно ставлю посередине моторного отсека, а канистры с бензином — по бортам.
Не вынимая из отсека, бак можно заправлять через эту трубу с плотно вставленной в нее полузакрытой воронкой.
В магазине хозтоваров я купил три пластмассовые коробки 250X160 мм для автоаптечек. В одной из них храню тестер ТЛ-4M вместе с упаковочным пенопластом; во второй, оклеенной изнутри поролоном, — шесть деревянных ложек, шесть вилок, ножи и деревянный черпак; в третьей, в которую я вложил пенопласт с вырезанными гнездами, — шесть стопок-полустаканов.
Так как мой «Прогресс» весь сезон находится на плаву, днище по всем стыковочным швам и на брызго-отбойниках я прошпаклевал снаружи эпоксидным клеем с алюминиевым наполнителем. Этим же составом тонким слоем я покрыл днище и борта до привального бруса.
По бортам закрепил буртик из угольника, как на «Прогрессе-4». Это очень пригодилось: в четырех походах мне пришлось шлюзоваться 22 раза! Каждый раз угольники надежно защищали корпус от ударов о стенки шлюза. Не лишними оказались и кранцы.
Стояночный тент, сшитый из толстого брезента, впереди крепится на шести головках болтов на ветровом стекле. Промежуточными опорами служат дуги, согнутые из труб нержавеющей стали и установленные на средних рым-утках. Тент закрывает мотор в поднятом положении и крепится застежками за мотор и отбор-товку кормовой палубы.