С понтонными (наплавными) мостами различных типов турист-водномоторник может встретиться практически на любой реке.
На судоходных реках такие мосты имеют разводную часть, которая для пропуска судов открывается вниз по течению и ставится на место при помощи тросов и лебедок. Иногда разводная часть моста отводится в сторону и ставится на место при помощи буксирного катера.
В любом случае наплавной мост связан с берегом швартовными тросами, иногда дополнительно раскрепляется якорями или сваями. Подходить к мосту следует осторожно, помня о том, что часть троса может находиться под водой на небольшой глубине. При навале на трос на быстром течении можно не только повредить гребной винт, но и опрокинуться. Опасны также тросы, расположенные над водой на небольшой высоте, например, на уровне головы сидящего в лодке человека.
Ночью наплавной мост можно обнаружить по цепочке белых огней, расположенных поперек реки (такие огни ставятся через 50 м на высоте не менее 2 м над верхней частью моста). Если мост разведен, то судоходный пролет обозначается красными (на правой стороне) и белыми (на левой) огнями. На больших реках проход судов через наплавные мосты регулируется при помощи семафорной сигнализации в соответствии с Правилами плавания по внутренним судоходным путям. Подходя к мосту, следует обратить внимание на наличие семафорной мачты и на выставленные на ней сигналы.
Иногда удается пройти понтонный мост под разводку вместе с транспортным судном или проскочить после него, прежде чем мост сведут. Однако в этих случаях необходимо строго соблюдать упомянутые Правила плавания, которые запрещают расхождение и обгон судов при прохождении наплавных сооружений, а также следить за тем, чтобы не оказаться с заглохшим мотором перед транспортным судном. Большие суда проходят понтонные мосты, как правило, на малой скорости и не вызывают большого волнения, поэтому можно не опасаться, что мотолодку захлестнет их волна, но нам довелось видеть, как толкач без баржи прошел разведенный мост на хорошем ходу, создав волну, на которой понтоны запрыгали, как поплавки.
Если лодка не попадает под разводку моста, рисковать не надо, лучше подойти к берегу и выяснить возможность пройти мост самостоятельно. Если спросить будет не у кого, придется идти между понтонами или между берегом и понтоном — под настилом съезжей части. Рейкой, веслом или удилищем нужно замерить расстояние между понтонами, высоту пролета и глубину воды. Особое внимание нужно обратить на имеющиеся под настилом моста всякого рода провода, тросы, болты, скобы, гвозди. Если глубина невелика, следует проверить, нет ли в воде остатков свай, камней, тросов и прочих препятствий.
На несудоходных реках в тех случаях, когда лодка проходит в пролет с минимальным зазором по ширине, борта соседних понтонов непараллельны, пролеты, примыкающие к берегам, низкие, а глубина в них для хода под мотором недостаточная, широкую лодку лучше провести под мостом за носовой конец, предварительно подняв мотор и сняв ветровое стекло. Кстати, на серийных лодках снятие стекла — длительная и трудоемкая операция, поэтому лучше сделать стекло легкосъемным. Мы, например, установили стекло от автомобиля «Москвич» в самодельной дюралевой раме, которая через резиновую прокладку крепится к палубе всего тремя болтами М8 с гайками-барашками. Снятие и установка такого стекла занимает не более минуты.
Следует иметь в виду, что проходящий по мосту транспорт, например тяжелый грузовик или трактор, может сильно повлиять на высоту пролета. В одном из походов нам встретилась «Обь-М» с раздавленным ветровым стеклом. Оказалось, что она застряла между понтонами под мостом, по которому проходил «КамАЗ».
Если ширина пролета между понтонами достаточна для прохода лодки и настил моста не заденет ветровое стекло, мост можно пройти под мотором на самом малом ходу. При этом против течения пройти гораздо проще, чем при движении сверху: скорость лодки невелика, она хорошо управляется, а при каких-либо непредвиденных обстоятельствах (например, заглохнет мотор) ее просто вынесет течением из-под моста обратно.
Когда лодка идет сверху, ее управляемость на малом ходу гораздо хуже, а относительная скорость — заметно выше, к тому же между понтонами может оказаться свальное течение. Повторить еще раз попытку пройти мост практически очень трудно. Чтобы лодку не ударило сильно о понтоны, есть смысл пройти под мостом с мотором, работающим на холостом ходу, и направляя лодку веслами; перед самым же проходом весла нужно убрать, чтобы они не увеличивали габариты лодки. В нашей практике был случай, когда торчащая наружу рукоятка металлического весла на лодке «МКМ» ударилась о понтоны, в результате чего стальная подуключина оказалась погнутой, а само весло выбитым из нее. В другом подобном случае вырвало из уключины весло на «Прогрессе».
Если лодку заклинило между понтонами, из-под моста можно выбраться задним ходом. Однако реверс имеют отнюдь не все моторы: лодку может залить водой с кормы, притопить или даже втянуть под понтон. Самый благоприятный исход «увенчается» порчей или потерей части имущества.
Прежде чем пройти мост, пассажиров следует высадить из лодки; при сильном течении судно необходимо страховать при помощи длинного троса, пропущенного под мостом и закрепленного за носовой рым. Трос можно спустить с верхней стороны моста, привязав его к пустой канистре или к другому плавающему предмету. Человеку, оставшемуся в лодке, достаточно только одерживать ее от навала на понтоны. Против течения лодку вытянут за страховочный трос люди, находящиеся на мосту; по течению она сплавится кормой вперед, удерживаемая за тот же трос.
В хорошую погоду, когда бывает много купающихся, особенно ребятишек, необходим максимум внимания — надо следить за тем, чтобы люди не попали под мотолодку или под работающий винт.