В процессе постройки яхты по чертежам, опубликованным в №87, строители — молодые яхтсмены ленинградского яхт-клуба «Маяк» внесли в проект немало изменений. Одни из этих изменений направлены на улучшение обитаемости судна, другие — обусловлены материальными и технологическими возможностями, которыми располагали его строители. В частности, удобство и рациональность внутренней планировки были проверены путем натурного макетирования в уже отформованном корпусе. Это позволило выявить дополнительные резервы внутреннего объема яхты и несколько улучшить планировку. Все оборудование было решено сместить в корму так, чтобы мачта опиралась на поперечную переборку. После макетирования сняли нужные размеры по месту.
Несколько слов об оборудовании крейсерско-гоночной яхты «Монг». Для более рационального использования пространства рабочая поверхность штурманского стола для карт (его габариты 700X1000) сделана почти вертикальной. Это позволило разместить в штурманском уголке перед столом — широкое сиденье для двух человек, небольшой письменный столик, книжные полки, комплект навигационных приборов и пособий. Для графической работы на карте используется чертежный прибор пантографного типа. К штурманской примыкает спальное место капитана, что позволяет ему в любое время контролировать прокладку и место яхты.
Все запасы продовольствия и воды хранятся в камбузе. Сиденье кока обеспечивает ему удобство и безопасность работы практически на всех углах крена.
Два 12-литровых газовых баллона вынесены за пределы обитаемого пространства в отдельную выгородку, открывающуюся с палубы. При испытаниях построенной яхты выявилась необходимость принудительной электровентиляции камбуза.
За трехсекционным столом в кают-компании могут одновременно разместиться шесть человек.
В носовом помещении, отделенном подмачтовой переборкой с дверью посередине, по левому борту установлен гальюн и сделан шкаф мокрой одежды, по правому — платяной шкаф. Форпик используется для размещения одной койки, парусов и боцманского имущества.
Вся внутренняя обстройка изготовлена из фанеры и приформована к корпусу полосами стеклоткани на эпоксидном связующем.
Яхта оборудована бортовой сетью электропитания напряжением 24 В с аккумуляторной батареей емкостью 150 А-ч и высокочастотными инверторами для питания навигационных приборов авиационного типа, приспособленных для монтажа на борту яхты. В прошедшую навигацию яхту удалось оснастить только электронно-цифровым лагом (имеющим электронную память, позволяющую сохранять накопленную информацию при отключении питания), магнитными путевыми компасами и приемником с радиопеленгатором.
Рангоут и проводка такелажа также несколько изменены по сравнению с первоначальным проектом. При сохранении той же высоты и плана парусности установлена мачта с двумя парами краспиц, раскрепленная внутренним штагом и бакштагами, проводка которых позволяет ходить в лавировку без их постоянной отдачи или набивки. Мачта изготовлена из четырех частей трубы 120X2,5 (сплав АМг6Н), соединенных в районе краспиц вставками из точеных втулок 120X10 длиной 900 мм, закрепленными на клею и заклепках. Степс мачты установлен на крышу рубки и опирается на переборку, на которую выведены и вант-путенсы.
Первые же выходы яхты в Финский залив показали отличную уцентраванность ее парусами. «Монг» хорошо лавирует под генуей № 1 и № 2, под одним штормовым стакселем, поставленным на внутреннем штаге. Судно идет так же круто к ветру, как яхты класса «Дракон» или «Р5,5». При ветре 4 балла и волне высотой около полуметра яхта в крутой бейдевинд развивала скорость 7,2 уз. В штормовых условиях при ветре около 15 м/с под штормовым стакселем и зарифленным гротом было пройдено 75 миль за 9,5 часов в полный бейдевинд.
Поворот оверштаг происходит быстро и энергично: сразу же после поворота грот начинает работать, яхта быстро набирает ход на новом галсе.
На яхте установлен разрезной релинг, позволяющий нести геную на курсе бейдевинд снаружи леерного ограждения. В дополнение к генуе можно ставить стаксель на внутреннем штаге, что дает ощутимый (до 1 уз) прирост скорости.
Яхта обладает хорошей всхожестью на волну; палуба не заливается. По небольшой волне яхта идет легко, без заметной продольной качки. Остойчивость хорошая. При увеличении крена до 30—35° восстанавливающий момент резко возрастает; при этом снижение скорости на курсе бейдевинд практически неощутимо. Весной этого года планируется установка вспомогательного бензинового двигателя мощностью 28 л. с, с угловой колонкой (типа «Сейлдрайв») и складным гребным винтом. Изготовлен комплект приборов, состоящий из указателей скорости и направления ветра, эхолота, автоматического радиокомпаса (с коррекцией радиодевиации) и т. п.
На базе проведенных экспериментальных плаваний первой яхты этого типа в студенческом КБ ЛКИ «Океан» готовятся материалы по дальнейшему совершенствованию проекта.