Пользуясь проектом инженера В. В. Вейнберга, опубликованным в сборнике №44, я построил лодку с обводами глубокое V (L = 3,2 м; В = 1,6 м; Н = 0,8 м; масса готового корпуса без оборудования — 90—100 кг, с оборудованием — 130—140 кг). Своим судном я очень доволен, особенно порадовали его управляемость и безопасность плавания (по сравнению с «Казанкой»).
Во время испытаний лодка с 1 чел. на борту под мотором «Москва-30» шла с максимальной скоростью около 50 км/ч; с 2 чел. на борту — практически с той же скоростью, с 3 чел. — примерно со скоростью 35—38 км/ч; с 4 чел, на борту лодка на глиссирование не вышла, даже с транцевыми регулируемыми плитами размером 200—300 мм.
А как считаете вы: можно ли вывести мою лодку на глиссирование с 4 чел. на борту? Какие переделки для этого необходимы?
Совершенно очевидно, что перетяжеление корпуса явилось главной причиной того, что лодка не выходит на глиссирование — тяга гребного винта оказалась меньше возросшей величины сопротивления воды. При водоизмещении, на 50 кг большем, чем у лодки, построенной по моему проекту в ЦКТБ ДОСААФ, сопротивление при нагрузке возросло на 20—25 кгс.
Чтобы снизить сопротивление на режиме разгона и вывести лодку на глиссирование, наиболее целесообразно (эффективнее транцевых плит) удлинить ее корпус на 150 мм, например, путем установки за транцем продолжения днища длиной 150 мм на всю ширину корпуса. Это позволит снизить сопротивление на 15—20 кгс.
При этом следует иметь в виду, что при малых нагрузках такое удлинение корпуса может явиться причиной снижения скорости.
При эксплуатации лодки необходимо помнить, что выбор гребного винта зависит от нагрузки лодки.
Следует устанавливать «белый» винт (шаг 250 мм) при нагрузке 3 чел. (скорость 40 км/ч); «синий» (шаг 280 мм) — при нагрузке 2 чел. (скорость 45 км/ч); «красный» (шаг 300 мм) — при нагрузке 100 кг (49 км/ч).
Для улучшения выхода на глиссирование при нагрузке 4 чел. целесообразен винт с шагом 210—220 мм (диаметр 230 мм) с повышенным дисковым отношением (0,7—0,8).
Для эксплуатации лодки с 1 чел. шаг гребного винта должен быть 320—340 мм.
Мощность моторов «Москва-30» (30 л. с.) — величина условная, обозначающая 20-процентное увеличение мощности моторов «М-30» по сравнению с «М-25А», да и то при совершенно определенной частоте вращения — 4200 об/мин, при которой «М-25А» развивает только 20 л. с. Максимум же мощности «М-25А» — 25 л. с. при 4800— 5200 об/мин. При такой частоте вращения мощность «М-30» уже падает (около 23 л. с.).
Через мои руки прошло три двигателя «М-30». Первый имел максимальную мощность 23,4 л. с. при 4200 об/мин, два других — менее 20 л. с. при 4100—4200 об/мин. Имейте в виду и это.