Я построил мотолодку «Утка-2» по проекту, опубликованному в сборнике №31, в точном соответствии с чертежами. Под мотором «Ветерок-12» эта лодка с одним человеком на борту развивает около 30 км/ч.
Чтобы сэкономить горючее, я хотел бы установить на нее подводные крылья. Достаточно ли мощности 12-сильного мотора для того, чтобы лодка шла на крыльях? Какую конструкцию крыльев вы можете порекомендовать? Какой гребной винт можно применить на лодке с крыльями?
Любое применение подводных крыльев на малых судах, как правило, является экспериментом. Можно уверенно говорить о тех или иных принципиальных конструкциях подводных крыльев, о достижимой скорости хода, площади, конфигурации и прочности крыльев, но каждый раз надо помнить, что установка крыльев связана с определенным объемом экспериментальных работ. Далеко не всегда эти работы просты, а пути доводки устройства ясны.
С точки зрения повышения экономичности, применить на вашей лодке подводные крылья при установке мотора «Ветерок-12» вполне целесообразно. Можно использовать крыльевые схемы, предназначенные для мотолодки типа «Казанка», их конструкции опубликованы в сборниках №1, №3, №9, №22, а также в книге Н. А. Зайцева и А. И. Маскалика «Отечественные суда на подводных крыльях» (Л., «Судостроение», 1967). Конечно, придется подумать о конкретной конструкции крепления крыльев к корпусу вашей лодки — предусмотреть возможность регулировки угла атаки крыльев, и быть готовым к каким-то работам по переделке устройства: изменению высоты стоек, передвижению крыльев по длине лодки и т. п.
«Ветерок-12» поставляется с гребным винтом, имеющим шаг 225 мм, рассчитанным на скорость движения лодки около 35 км/ч. Для более тяжелой и, следовательно, тихоходной лодки можно без переделок установить винт от «Ветерка-8» с шагом 190 мм. При этом скорость лодки, на которой мотор будет работать в оптимальном режиме, составит 28 км/ч.
Для быстроходных лодок можно использовать двухлопастной винт от 10-сильного мотора «Москва», предварительно рассверлив отверстие в резиновой втулке-амортизаторе. При этом необходимо сделать отверстие в гребном валу мотора для предохранительного штифта, а также резьбу на конце вала для гайки-обтекателя. С этим винтом (шаг 240 мм) мотор без превышения оборотов сверх номинальных 4800 об/мин может эксплуатироваться при скоростях хода до 38 км/ч. Кроме того, его КПД немного выше по сравнению с трехлопастным винтом «Ветерка».