Ни на чертежах швертбота «Морской еж» (см. сборник №90), ни в таблице плазовых ординат не приведены размеры практических шпангоутов. Как выполнить построение?
При постройке судна любители нередко сталкиваются с подобным явлением, когда практическая шпация конструктивного корпуса не совпадает с теоретической, а таблица плазовых ординат оговаривает построение только теоретических линий. Это можно объяснить тем, что в стадии проектирования для удобства теоретический корпус разбивается на 10 или 20 теоретических шпаций, которые равны по величине, но при проработке общего расположения и конструкции корпуса расстояние между практическими шпангоутами делают неодинаковым и они занимают положение в корпусе, не совпадающее с теоретическим. Таблица плазовых ординат составляется чаще всего по теоретическому чертежу, а следует принять во внимание, что при его разработке обычно используется масштаб не крупнее 1:10, при котором ошибка в 1 мм на чертеже дает отклонение в натуре 10 мм. Поэтому конструктор при разработке проекта чаще всего ограничивается координатой местоположения практического шпангоута, без уточнения его строительных размеров.
Как же изготовить практические шпангоуты? Не лишне напомнить, что разбивка и согласование натурного практического плаза обязательны. Точность построения практических шпангоутов обеспечит при постройке плавность изгиба продольных деталей набора и правильную форму обшивки без вмятин и резких перегибов, даст возможность изготовлять многие детали набора корпуса, (такие, как кноп, стари-кница, брештуки), с минимальной подгонкой по месту.
После разбивки и согласования плаза на бок и полушироту наносят по соответствующим ординатам вертикальные линии, определяющие положение практических шпангоутов по длине судна. В проекте, на теоретическом или конструктивном чертеже, оно задается ординатой, как правило — от ближайшего теоретического шпангоута. Если практический и теоретический шпангоуты совпадают, например шп. 3, 4, 5 в проекте «Морской еж», достаточно лишь сделать соответствующую отметку. После этого можно приступать к изготовлению плаза практического корпуса, который определяет контур всех практических шпангоутов по внутренней поверхности обшивки. Подчеркнем: разбивается только практический корпус; он отличается от теоретического прежде всего тем, что на нем вычерчиваются только шпангоуты и переборки, которые существуют в натуре. Для удобства последующей сборки вычерчиваются не половины, а целые шпангоуты. Кроме того, на каждом шпангоуте вычерчивается очертание всех составляющих его деталей: футоксов, флоров, книц, что позволит вырезать достаточно точные заготовки.
Изготовление плаза начинается с того, что на листе фанеры отбиваются линии ДП (диаметральная плоскость) и ОЛ (основная линия), а для круглошпангоутных судов еще и ватерлинии, батоксы и диагонали. С теоретических бока и полушнроты переносятся опорные точки шпангоутов и по ним строится контур поперечного сечения. Рассмотрим это на примере построения шп. 5' «Морского ежа» и таранной переборки яхты «Калаи».
В первом случае на линии ДП практического плаза следует отложить (с соответствующим обозначением) высоты киля, скулы, борта, слома палубы и палубы в ДП, снятые с проекции бок, и через эти точки провести линии, параллельные ОЛ. Затем на этих линиях в обе стороны от ДП надо отложить соответствующие строящимся точкам ординаты, снятые с проекции полуширота, а полученные точки последовательно соединить между собой прямыми линиями. Если футоксы строящегося шпангоута имеют погибь, как у шп. 1' на флортимберсах или у шп. 9' на топтимберсах, то на проекциях бок и полуширота следует дополнительно построить батоксы для днищевых ветвей или ватерлинии для бортовых. Соответствующие теоретические линии надо отбить на плазе корпуса и на них строить точки. также снятые с проекции бок или полуширота. В таких случаях обвод шпангоута необходимо проводить не по линейке, а по гибкой репке.
Можно обойтись и более простым, с точки зрения построения, но более трудоемким в постройке (при подгонке шпангоутов) методом. На топ ветви шпангоута, где должна быть погибь, припуск будущей заготовки отмечается по размеру наибольшей стрелки погиби соседних теоретических шпангоутов. Заготовка футокса берется с учетом этого размера. В дальнейшем на стапеле этот припуск сострагивается при проверке рейкой малки шпангоутов.
При построении обвода переборки яхты «Калан» на практическом плазе отбиваются линии ДП, батоксов, ОЛ и ватерлиний. По ординате конструктивного чертежа на проекциях бок и полуширота теоретического плаза наносится линия, соответствующая положению переборки по длине яхты, затем с проекции бок на практический корпус переносятся высоты киля, батоксов и линии борта (ЛБ). которые откладываются на ДП. Далее через эти точки проводятся горизонтальные линии и о проекции полуширота переносятся точки ватерлиний и ЛБ, которые откладываются по обе стороны от ДП. Точки пересечения горизонтальных линий, проведенных по отложенным на ДП высотам батоксов, и теоретические линии соответствующих батоксов также должны лежать на контуре переборки. Все отложенные точки соединяются плавной линией по гибкой рейке.
Если практический шпангоут совпадает с теоретическим, его можно перенести с теоретического плаза на практический, например, при помощи кальки. Если ветви шпангоутов прямые, можно перенести на кальку только опорные точки, однако линии ДП и ОЛ (для круглошпангоутных судов и другие линии теоретического чертежа) обязательны. Теоретические линии на кальке и практическом плаче следует совместить, точки шилом отложить на плаз. По обратной стороне кальки можно таким же образом отложить точки на другой борт.