Современные гавани прогулочно-спортивных судов настолько переполнены, что при швартовке может оказаться недостаточно обычных средств, обеспечивающих маневренность, особенно для одновинтовой моторной яхты длиной более 10 м. Для повышения маневренных качеств уже несколько лет применяются носовые подруливающие устройства, представляющие собой водометные движители, расположенные в трубе, перпендикулярной ДП судна в его носовой части. Сообщая ротору водомета вращение в ту или иную сторону, рулевой может развернуть судно на месте, без хода вперед или назад. Однако такое устройство обладает достаточно большими габаритами (диаметр ротора около 270 мм) и имеет сложную конструкцию для передачи вращения ротору, установленному в подводной части корпуса. Поэтому большой интерес судостроителей вызвала новая подруливающая система «Ветус», 'выпущенная голландской фирмой «Ден Оуден».
Она состоит из центробежного насоса, приводимого во вращение электродвигателем постоянного тока мощностью 5 кВт (6,8 л. с.) и напряжением 24 В. Забор воды осуществляется через донный кингстон, а на выходном патрубке насоса установлен двухходовой клапан с дистанционным электрическим управлением. В зависимости от положения клапана вода из помпы поступает под давлением в один из двух армированных резиновых шлангов, имеющих выход в носовой части судна на правый и левый борта. При работе насоса создается боковой упор, равный 40 кгс, вполне достаточный для того, чтобы катер длиной 14 м с развитыми надстройками развернуть против среднего ветра. Клапан, как и включение насоса, управляется с основного рулевого поста или с дублирующего, расположенного на мостике или палубе.
Электромотор рассчитан на непрерывную работу без перегрева в течение 4,5 мин, но опыт показывает, что для эффективного разворота катера достаточно нескольких последовательных включений по 30 с. Работу устройства обеспечивает штатная аккумуляторная батарея катера, емкость которой должна быть не менее 200 Ач. За одну минуту работы насоса батарея разряжается не более чем на 2,5% своей емкости.
Достоинства системы «Ветус» очевидны. Насос с электромотором может быть установлен в любом помещении катера, например, моторном отделении. Устройство компактно, несложно в монтаже на стальном или пластмассовом корпусе. Диаметр отверстий в бортах составляет всего 32 мм, благодаря этому сопротивление воды движению катера практически не увеличивается, в отличие от устройства с осевым насосом в поперечной трубе. Наконец, «Ветус» отличается бесшумностью работы.