В одном из сборников «КиЯ» содержится упоминание о применении подшипников из фторопласта-4 вместо резиновых. Прошу подтвердить возможность такой замены и охарактеризовать конструктивные особенности новых подшипников.
Замена резино-металлических подшипников пластмассовыми вполне возможна и целесообразна. В настоящее время вместо фторопласта применяют при этом капролон, имеющий следующие основные характеристики: предел прочности при сжатии — не менее 900 кгс/см2; предел прочности при изгибе — не менее 800 кгс/см2; твердость по Бринеллю — не менее 13 кгс/мм2; плотность 1150 кг/м3; температуру плавления — 220 °С; коэффициент трения в морской воде — 0,04—0,08.
Для катерных гребных и дейдвудных валов диаметром 30 мм и выше (с учетом облицовки, если она имеется) рекомендуются два (изображенных на рисунке) типа подшипников из капролона — бесфланцевые и с фланцами. Основные размеры и параметры этих подшипников в зависимости от диаметра облицовки (шейки) вала Dобл приведены в таблице.
Указанный в таблице диаметр Dп относится к капролоновому подшипнику, запрессованному в дейдвудную трубу или кронштейн. Значение Dп до запрессовки обычно превышает приведенное в таблице на 0,2—0,3 мм.
Запрессовка капролоновых подшипников должна производиться плавно, без перекосов, с обеспечением правильного расположения канавок. Запрессованные подшипники должны иметь надежное сто-порепие от проворачивания и осевого смещения. При заводке гребных валов во избежание повреждения рабочей поверхности запрессованного подшипника торцом облицовки, ее следует смазывать солидолом.
Заготовки из капролона, а также готовые подшипники перед механической обработкой должны выдерживаться при температуре 20°±5°С не менее 12 часов.
Длины подшипников L выбирают по нормам Регистра СССР или Речного Регистра РСФСР в зависимости от района эксплуатации.
Капролоновые подшипники весьма успешно могут эксплуатироваться в мелководных и загрязненных абразивными частицами водоемах.
Износ подшипников характеризуется величиной зазора между подшипником и облицовкой (шейкой) вала. Зазоры не должны превышать при диаметре облицовки (шейки) вала 30—60 мм — величины 2,5 мм; при диаметре 60—100 мм — 3,0 мм; при диаметре 100—160 мм — 4,7 мм.
Для получения более подробных сведений по конструкции, изготовлению и эксплуатации капролоновых подшипников следует ознакомиться с отраслевым стандартом ОСТ 5.4183—76 «Подшипники гребных и дейдвудных валов капролоновые. Общие технические условия».