Сальник редуктора «Нептуна-23»
Г. И. Соснан из Ленинграда сообщил редакции свои наблюдения: за счет перепада давления манжета редуктора 16.02.591.10 во время работы мотора смещается вверх. Чтобы это устранить, он предлагает установить упорную втулку.
Действительно, при работе температура воздуха в картере редуктора повышается на 30—40°. Однако соответствующее повышение давления при этом не может превысить 0,1 кгс/см2, т. е. на манжету будет действовать выталкивающая сила около 0,3 кгс. В то же время усилие ее запрессовки при правильных зазорах составляет несколько килограммов.
Подниматься вверх манжета может только при неправильных зазорах. Заметим, что если она начала прокручиваться относительно корпуса, то абразивные частицы, находящиеся в воде, приведут к выработке посадочного отверстия в корпусе. В этом случае запрессовка новой манжеты невозможна. Ее необходимо установить на эпоксидной смоле, зачистив наждачной шкуркой как посадочное отверстие, так и боковую поверхность.
Плохой запуск «Нептуна-23»
А. В. Грищенко из Никополя беспокоят трудности, связанные с запуском мотора после его хранения в откинутом положении на стоянке.
Через износившиеся уплотнения подшипника средней опоры коленвала из верхней полости проникают остатки топлива, стекающие по стойкам цилиндра. В момент запуска скопившиеся остатки топлива и сконденсированной влаги выбрасываются из кривошипной камеры через перепускные каналы и попадают на свечу зажигания; это затрудняет образование искры.
Уменьшить количество конденсата и топлива в нижней половине картера можно, либо заваливая мотор, поднятый на защелку на левый борт, либо перекрыв подачу топлива перед остановкой мотора. Ремонт уплотнительного устройства на этой стадии износа считается еще нецелесообразным.
МАСЛА ДЛЯ МОТОРА «ВИХРЬ»
А. Ю. Жуков из г. Чкалозска Таджикской ССР интересуется, можно ли для приготовления топливной смеси использовать масла для автомобиля «Жигули», а в редуктор заливать автол вместо нигрола?
Горючую смесь для моторов «Вихрь» лучше всего составлять из летних вязких автолов сернокислотной очистки типа АС-10. Масла для автомобиля «Жигули» имеют специальные присадки, препятствующие закоксовыванию колец. В результате зольность таких масел оказывается повышенной, это приводит к образованию нагара на поверхностях поршня и головки цилиндра, а также к возникновению калильного зажигания. Ресурсных испытаний на этих маслах завод не проводил, однако известно, что некоторые любители иногда используют масла типа М10ГИ, М12ГИ (для автомашины «Жигули»), М10В и М10Б (дизельное) без ощутимых последствий для работы мотора. Использовать масла типов АС-6, АС-8, М8Б, У, М8Г, М8ГИ, ДС-8, М8В, М10Г не рекомендуем из-за их пониженной вязкости и пониженной зольности.
Заполнять редуктор «Вихря» автолом АС-10 вместо нигрола можно лишь кратковременно при легком режиме эксплуатации (ручка газа между положениями «малый газ» и «запуск»). Автол имеет вязкость намного меньшую, чем нигрол. Это вызывает выдавливание масляного клина из пятна контакта зубьев шестерен и, соответственно, усиленный их износ.
Самопроизвольное включение хода
На такую неисправность в своем «Нептуне-23» жалуется читатель Ткаченко из г. Кахозки Херсонской обл.
Самопроизвольное включение переднего или заднего хода на «Нептуне» может происходить либо из-за поломки или износа пружины 16.06.000.07 (поз. 47 рис. 1 инструкции), либо в результате износа кулачка 16.06.000.49 (поз. 39). Этому может способствовать увеличение люфтов в тягах управления в деталях, обозначенных позициями 67 и 71.
При оценке степени износа кулачка целесообразно воспользоваться его чертежом, опубликованным в сборнике №74. Причиной самопроизвольного включения может явиться такой износ среднего углубления R12, при котором размер 0,4—0,1 уже не выдерживается. Под действием вибрации шток поз. 44 попадает на скос, сдвигая кулачок и включая скорость.
При поломке или износе пружины шток недостаточно четко фиксирует храповик поз. 45, в результате также за счет вибрации возможно самопроизвольное включение хода.