Применение полиэтиленовых труб в качестве бензопроводов не рекомендуется, так как это связано с опасной возможностью накопления большого количества статического электричества и последующего искрового разряда.
Одним из возможных способов уменьшения опасности искровых разрядов статического электричества, скапливающегося на различном оборудовании, является «заземление» этого оборудования, уравнивающее электрические потенциалы. Особенно хорошо такому выравниванию электрических потенциалов способствует сам металлический корпус катера, если, конечно, его оборудование не изолировано от корпуса. Таким же образом опасность возникновения искровых разрядов на полиэтиленовых трубах необходимо уменьшить путем их заземления. При этом, учитывая плохую электропроводность полиэтилена, придется обмотать полиэтиленовую трубу заземляющим неизолированным проводом по всей ее длине. Ясно, что более надежным средством предотвращения искровых разрядов на вашем катере будет все же замена полиэтиленовой трубы медной или шлангом из бензостойкой резины.
Если бензобаки у вас расположены в самом машинном отделении, то имейте в виду, что это также не рекомендуется. Топливные баки должны быть надежно изолированы от машинного отделения, от пассажирских помещений и от источников тепла. Отсеки, в которых расположены топливные баки, для исключения возможности образования взрывоопасных смесей бензиновых паров с воздухом должны иметь хорошую естественную вентиляцию.
Прошу порекомендовать мне простейшую схему выпрямителя для «Нептуна-23», от которого можно будет заряжать аккумуляторы.
Для выпрямления тока, поступающего на питание бортовой электросети мотолодки, можно воспользоваться двумя простейшими схемами. В них используются любые диоды, рассчитанные на ток до 5 А.
Первая схема (а) позволяет получить максимальный зарядный ток до 2 А, вторая (б) — 4 А.
В качестве регулятора напряжения после незначительной переделки можно использовать автомобильный реле-регулятор.
Сущность переделки заключается в том, что реле обратного тока отключают, а катушку реле напряжения подключают параллельно аккумулятору. Контакты реле нужно включить в один из проводов, идущих от выпрямителя; при этом катушка реле будет непрерывно потреблять ток от аккумулятора. После остановки двигателя ее надо отключать.
Вообще говоря, в данных схемах можно обойтись и без реле-регулятора. Длительная зарядка током 2—3 А, как правило, не приводит к выкипанию электролита у автомобильных аккумуляторов. В крайнем случае аккумулятор на зарядку можно включать периодически, по мере его разрядки.
В письмах читателей часто встречается вопрос: как на ходу подзаряжать аккумулятор от подвесного мотора?
Этому вопросу посвящены статьи, опубликованные в сборнике №7, №24, №26. Если в конструкции мотора имеется специальная катушка-генератор для питания ходовых огней (а она предусмотрена на всех современных моделях), то заряжать аккумулятор можно от этой катушки через диоды типа Д303, Д304, Д305, Д243, Д245, Д246 с любыми индексами, имеющиеся в магазинах.
В крайнем случае диод можно включить последовательно с аккумулятором. При этом следует проверить полярность при помощи вольтметра любого типа. Если под рукой вольтметра не окажется, то можно воспользоваться символом диода, изображенным на корпусе диода. В состав символа входит треугольник, основание которого направлено к минусу аккумулятора. На моторе «Нептун-23» один диод дает зарядный ток не более 2 А, поэтому, чтобы получить ток до 4 А, необходимо собрать мостиковую схему.
В качестве диодов, кроме Д303, Д304, Д305, можно использовать практически любой, который дает ток свыше 4 А. Если таких диодов достать не удастся, можно использовать диоды типа Д7Ж, которые пропускают ток в 10 раз меньший (до 400 мА).
Некоторые читатели задают вопрос: можно ли использовать автомобильный реле-регулятор для предохранения аккумулятора от перезарядки?
Автомобильные реле-регуляторы предназначены для работы с генераторами, имеющими электромагнитное возбуждение; для регулирования напряжения подвесных моторов они использоваться не могут. Кроме того, длительная зарядка стартерных аккумуляторов током 2—4 А для них не опасна, ведь на автомобиле аккумулятор постоянно подзаряжается от генератора.
В прошлом году я приобрел подвесной мотор «Москва» старого выпуска, и уже в самом начале сезона вышли из строя катушки зажигания. В торговую сеть эти катушки, как мне сказали, в настоящее время не поступают. Посоветуйте, как выйти из создавшегося положения?
Информация об изображении
Схема подключения выносных высоковольтных трансформаторов к магнето МЛ-10-2с
На моторах «Москва» и «Ветерок» вышедшие из строя трансформаторы магнето типа МЛ-10-2с можно заменить высоковольтными трансформаторами типа ТЛМ, применяемыми на моторах «Вихрь», «Нептун», «Привет», или трансформаторами типа Б300, используемыми на некоторых мотоциклах и «Ветерках» с электронным зажиганием. Установить выносные трансформаторы можно на блоке или головке цилиндров при помощи кронштейнов.
Схема подключения выносных высоковольтных трансформаторов к магнето МЛ-10-2с
При установке выносных трансформаторов указанных типов на магнитопроводе магнето МЛ-10-2с нужно следить за тем, чтобы первичная обмотка была намотана из провода ПЭВ 0,57—0,64 в количестве 300—350 витков. Вполне работоспособной может оказаться и имеющаяся на магнето штатная первичная обмотка трансформатора, так как причиной выхода из строя трансформатора чаще всего является пробой вторичной обмотки.
Не исключен и ремонт трансформатора с заменой обмоток, поэтому сообщаю их моточные данные: у первичной обмотки число витков 180 ±5, провод ПЭЛ 0,57 мм; у вторичной — число витков 10 000 ±300, провод ПЭЛ 0,05 мм. Направление навивки обмоток катушки должно быть против часовой стрелки, если смотреть со стороны вывода на массу.
Привожу схему подключения выносных высоковольтных трансформаторов к магнето МЛ-10-2с На схеме L1, L2 — первичные об мотки магнето; С1, С2 — конденсаторы; ПР1, ПР2 — прерыватели ТР1, ТР2 — выносные трансформаторы.
На моем моторе «Москва-30» установлен карбюратор типа К36Н. Попытки осуществить регулировку холостого хода оказываются безуспешными: вращение винта качества не оказывает никакого влияния на работу мотора. Иногда на карбюраторе мотора бывает не просверлен воздушный жиклер, который можно видеть на других карбюраторах этого типа. Прошу сообщить, нужен ли такой жиклер, каков должен быть диаметр отверстия?
Воздушный жиклер холостого хода необходим для работы системы холостого хода 1 карбюратора. В карбюраторах типа К36 воздушный жиклер 1 (см. рис.) осуществляет дозировку воздуха в распылительный канал холостого хода. Диаметр отверстия жиклера равен 0,9 мм. Жиклер расположен в воздушном кармане для подвода воздуха холостого хода в передней части диффузора. Проверьте, не засорено ли отверстие жиклера.
На выходе из канала холостого хода установлен винт регулировки качества смеси на малом газе 2. Обороты холостого хода регулируются на прогретом работающем двигателе при помощи двух винтов карбюратора; установочного винта 3, регулирующего степень открытия дроссельной заслонки на холостом ходу, и винта регулировки качества смеси 2.
Винт 3 позволяет установить минимально устойчивую частоту вращения двигателя. Ввернув затем винт 2 до возникновения перебоев в работе двигателя, нужно постепенно отворачивать его до появления устойчивой работы двигателя. Выворачивая винт 3, следует опустить дроссельную заслонку, добиваясь снижения частоты вращения двигателя.
Так добиваются получения устойчивых минимальных оборотов холостого хода.
По окончании регулировки карбюратора необходимо проверить, не заглохнет ли двигатель при подъеме и резком опускании дроссельной заслонки. Если начнет глохнуть, то вворачивая установочный винт 3, необходимо несколько увеличить проходное отверстие карбюратора и соответственно — частоту вращения двигателя.
Если двигатель неустойчиво работает на оборотах холостого хода, следует проверить правильность регулировки системы холостого хода, не засорены ли жиклеры и каналы системы, а также убедиться в отсутствии подсоса воздуха в бензопроводе и правильности установки уровня топлива в поплавковой камере.
Какие марки бензина допускается применять при эксплуатации двигателей типа «Л6/3», «СМ-255Л» и «С М-557Л»?
Кроме рекомендуемых инструкциями марок бензинов А66 и А72 для этих двигателей допускается применение бензина с несколько более высоким октановым числом — А76 и А93.