Холодная вода без холодильника
В жаркие летние дни сохранить на лодке воду холодной и свежей (или молоко, пиво и др.) помогает простой контейнер, снабженный хорошо подогнанной крышкой. Он представляет собой параллелепипед, который выполнен из нескольких слоев пенопласта или вырезан из цельного блока. Толщина стенок такого контейнера, рассчитанного на две-три бутылки, должна быть не менее 25 мм.
В контейнер рекомендуется закладывать бутылки уже хорошо охлажденными в домашнем холодильнике; напитки сохраняют первоначальную температуру в течение нескольких часов. Достоинством этого приспособления является также возможность хранить бутылки в трюме под пайолами или в других труднодоступных местах, не опасаясь, что они разобьются.
Попутно упомянем еще два старинных способа содержания охлажденных жидкостей, особенно эффективных при высокой температуре наружного воздуха. Основаны они на понижении температуры тела при испарении воды с его поверхности. При плавании в тропиках моряки наливали чай в бутылки, обернутые влажной тряпкой, и подвешивали их на верхней палубе. Сейчас некоторые яхтсмены используют для этой цели специальный тканый рукав, который применяют в хирургии для армирования гипса, накладываемого на места переломов рук или ног. Для более эффективного охлаждения ткань иногда смачивают не водой, а спиртом.
Другой способ — это хранение жидкости в глиняном (керамическом) сосуде. Незаметное на глаз количество, скажем, воды фильтруется через пористую керамику и, испаряясь, поддерживает температуру в сосуде более низкой, чем имеет воздух.
Катерный камелек
|4атерный камелек по ТУ31—124—02—77 разработан и выпускается для розничной продажи населению Архангельским ордена Трудового Красного Знамени судоремонтным заводом «Красная кузница» ММФ. Камелек предназначен для обогрева каюты малого судна и приготовления пищи.
Корпус камелька имеет сварную конструкцию. Он служит для сжигания топлива в топочном пространстве, ограниченном внутренней стенкой и отбойным щитком.
С целью лучшего сохранения тепла стенки корпуса сделаны двойными; в пространство между ними засыпается сухой природный песок через два резьбовых отверстия, заглушенных пробками.
Отбойный щиток перекрывает прямой выход в дымоход, изменяет направление дыма и исключает возможность затягивания пламени в дымоотводную трубу, способствуя более быстрому нагреванию камелька.
Зольник, расположенный под колосниковой решеткой, предназначен для сбора золы и регулирования тяги воздуха; при выдвигании его из корпуса — тяга увеличивается, при задвигании внутрь — уменьшается. Топочная дверца снабжена отражательным листом, который предохраняет переднюю стенку корпуса от перегрева.
Жарочная поверхность со съемной конфоркой обнесена ограждением, препятствующим перемещению посуды.
Ножки и дымоотводная труба сделаны съемными.
Топливом для камелька служат короткие дрова, щепки, кора, сушняк и т. п.
Три варианта ограждения стола
Невысокие бортики, окаймляющие обеденный или камбузный стол, необходимы на любой яхте и катере. Однако ограждение стола затрудняет поддержание его в чистоте,
Бортики можно сделать откидными на шарнирах (рис. а) или на рояльных петлях (рис. б), либо съемной конструкции с простейшими держателями в виде металлических пластинок (рис. в.). Правда, последний вариант менее удобен, так как снятые бортики могут быть утеряны или поломаны.
Простейший! уровнемер
Для устойчивой работы подвесного мотора на малых оборотах и легкого его запуска важно, чтобы уровень топлива в поплавковом камере карбюратора был оптимальным. Для контроля уровня на практике применяют резиновый шланг со стеклянной трубкой, снабженный штуцером, который в донной части поплавковой камеры ввинчивается на место пробки.
На своем «Вихре» я поставил постоянное стекло с риской; это позволяет контролировать уровень топлива в поплавковой камере на ходу, не отвинчивая пробки. На расстоянии 20 мм ниже верхнего среза камеры 1 я просверлил в ее стенке отверстие диаметром 10 мм и нарезал в нем резьбу для пробки 3, изготовленной из оргстекла. Завинтив пробку, отшлифовал ее поверхность снаружи и нанес на ней риску 2 на нужном уровне.
Крюк для швартовки к бую
При помощи крюка, показанного на эскиза, можно поймать буй и продать в его рым швартовный конец, пока яхта или катер движется по инерции вперед.
За рубежом подобные крюки делают литыми из прочной пластмассы, но можно использовать и алюминиевый сплав.
Вместо бросательного конца
Не секрет, что экипажи небольших яхт и катеров нередко пренебрегают таким необходимым предметом судового снабжения, как бросательный конец. Однако иногда об этом приходится жалеть: при сильном волнении без бросательного конца подать швартов на высокую стенку или буксирный конец на другое судно довольно трудно.
Выручить может простой узел, завязанный на конце троса, как показано на рисунке. Завязать его можно в считанные секунды, а длину навивки шлагов нужно выбирать в зависимости от требующейся массы «легости».