Электронный лаг из калькулятора
Снижение цен на микрокалькуляторы делает заманчивым их использование на малых судах в качестве основы наиболее необходимых навигационных приборов — лагов, т. е. счетчиков пути и измерителей скорости. Для этой цели пригодны простейшие калькуляторы на четыре действия, имеющие режим работы с «константой». Для повышения надежности и длительности действия питание калькулятора целесообразно осуществлять от судового аккумулятора (от отвода на 5 В или через преобразователь-стабилизатор).
Датчиком лага может быть тангенциальная или винтовая вертушка с одним магнитоуправляемым контактом на переключение (геркон КЭМ-3) или парой замыкающихся попеременно контактов, с наибольшей частотой срабатываний (на максимальной скорости судна) не более 1—3 Гц.
Над клавиатурой микрокалькулятора придется совершить небольшую «хирургическую» операцию — припаять тонкие проводники к выводам кнопок «+» и «=» и снабдить их миниатюрным разъемом для подключения к герконам вертушки. Дополнительно полезно защитить печатную плату и детали калькулятора от сырости, покрыв их водостойким изоляционным лаком.
Датчик лага необходимо предварительно откалибровать на мерной линии (см. сборник №86) при помощи калькулятора. Нажав последовательно клавиши «0», «+» и «1» для подготовки, в момент прохождения первого знака дистанции разъемом подключают датчик, а с концом ее — отключают. Не сбрасывая показаний, заходят на контрпробег, снова подсоединяют датчик и т. д. В конце концов калькулятор покажет суммарное число оборотов вертушки ∑ за пройденное мерное расстояние S. Поделив (калькулятором) S на ∑, получают и записывают постоянную лага С.
Перед использованием в качестве лага калькулятор надо «зарядить» исходной информацией, для чего, включив питание, последовательно нажимают на кнопки «0», «+» и вводят значение С. Затем разъемом подключают датчик. Попеременное срабатывание герконов датчика, дублирующих кнопки «+» и «=» заставляет выполнять суммирование отрезков пути за каждый оборот вертушки, так что цифры на индикаторе будут давать текущее значение пройденного пути в милях (разумеется, относительно воды).
Очевидно, что если из-за обрастания или других причин постоянная лага изменится со временем, то ошибку легко компенсировать, вводя корректированное значение С*, определенное новой калибровкой.
Известным неудобством такого лага, по сравнению с электромеханическим, является сброс показаний при отключении питания. Однако при потребляемых токах питания не более 50—100 мА и судовых аккумуляторах емкостью 60 А·ч или более расход энергии на непрерывно работающий прибор составит всего одну пятую емкости батареи за неделю плавания, что вполне допустимо.
Для судов речного плавания и моторных большой интерес представляет измерение скорости. Нетрудно осуществить измерение скорости «по вызову», дополнив рассмотренное устройство таймером (например, на полевом или однопереходном транзисторе или даже пневматическом), контакты которого подключают датчик к калькулятору на период 36 с с момента нажатия кнопки таймера «Вызов». Если калибровка С производилась на дистанции, измеренной в метрах, то конечный отсчет на калькуляторе покажет десятикратно увеличенное значение скорости в км/ч. Для сброса показаний, впредь до очередного измерения, достаточно один раз нажать на кнопку «0» (но не «С», ибо после операции «С» будет потеряна введенная ранее информация).
Калькуляторы со сложением в память («П+») позволяют осуществлять оба режима одновременно: периодическую индикацию скорости и индикацию по вызову для пути.
Кранец из поролона
Кусок толстого поролона, пористой резины или другого аналогичного материала легко превратить в хороший кранец для катера или яхты. Для этого из тонкого шнура изготовляется небольшая бухточка (как показано на эскизе). Затем при помощи двух связок-бензелей у концов бухточки образуются петли, и она укладывается на поролон. После этого поролон свертывается в трубку и плотно обвязывается шнуром. Остается только обшить его снаружи плотной и прочной тканью (парусина, плащ-палатка, брезент) и кранец готов.
Такой кранец удобен тем, что его можно подвесить как за одну петлю — вертикально, так и за две — горизонтально, что бывает необходимо при стоянке у сваи.
Как разгрузить утку
При стоянке в гавани на одну и ту же швартовную утку или кнехт приходится закладывать несколько концов: основной швартов, продольные кормовые и носовые оттяжки, швартовы с другой яхты, пришвартованной к борту, и т. п. Нередко бывает довольно сложно разобраться в клубке тросов, накрученных на утку, не говоря уже о том, чтобы заложить на нее дополнительный конец.
Освободить утку или кнехт можно при помощи простой стропки, изготовленной из отрезка троса с огонами по концам и бензелем, который образует петлю по размеру утки. В огона стропки можно ввязать оттяжки, а основной швартов заложить за утку.
Бензопила и воздушный винт
В 1976 г. мы с братом изготовили воздушный движитель, который летом можно устанавливать на трехместную байдарку «Салют», а зимой — на аэросани. В качестве силовой установки мы взяли мотор от бензопилы «Дружба-4». Масса установки, включая пустую полиэтиленовую канистру емкостью 10 л, составила 8,5 кг.
Воздушный виит изготовлен из букового бруска. Рама, выполненная из дубовых брусков, закреплена к картеру мотора посредством стальной пластины толщиной 2,5 мм и винтов М8. Дистанционное управление газом — тросиком в боуденовской оплетке.
С этим движителем байдарка «Салют-3» с полной нагрузкой идет со скоростью около 15 км/ч, одноместные аэросани — со скоростью 20 км/ч по утрамбованному снегу и 5 км/ч по рыхлой «целине».
На байдарке движитель следует устанавливать с уклоном 5—7° в сторону кормы. Преимущества его на судне неоспоримы: возможность плавания по мелководью и малый расход топлива (10 л бензина на 5 часов хода).
Реданы на мотолодке «Прогресс-2»
На лодках типа «Днепр» в последнее время в качестве продольного редана устанавливают алюминиевый профиль таврового сечения с отогнутой в сторону борта стенкой. Можно ли установить такие же реданы на «Прогрессе-2»? Какой должна быть их длина и где наилучшее место их установки?
Наилучшим вариантом будет установка пары коротких, длиной по 600 мм, днищевых брызгоотбойников в носовой трети длины корпуса.
Ленточный движитель на мотолодке
Для эксплуатации мотолодки на реке Агул, которая изобилует подводными камнями и перекатами, хочу установить изображенный на эскизе движитель с приводом от автомобильного двигателя. Можно изготовить два варианта: либо одну ленту в тоннеле в ДП лодки, либо две ленты по бортам. В каком режиме будет плавать мотолодка с таким движителем?
Подобные движители использовались еще в начале века на судах, которые плавали по Волге, но вскоре от них отказались по причине малого КПД. Судно, оснащенное таким гребным устройством, может плавать только в водоизмещающем режиме. При желании более подробно с подобными устройствами можно ознакомиться в книге В. И. Грузинова и др. «Крыльчатые движители» (Л., «Судостроение», 1973).
Кантовка корпуса яхты
В 1978 г. я построил армоцементную яхту. Строительство велось вверх килем я после бетонирования возникла необходимость кантовки корпуса. Для этого я применил, на мой взгляд, простейший метод.
В стороне от яхты вырыл яму с таким расчетом, чтобы после кантовки в нее мог поместиться фальшкиль. Свежевыброшенная земля подсыпалась под борт, через который яхта должна кантоваться. Кантовка производилась автокраном. Стропы закрепил за арматуру фальшкиля изнутри и за стапельную раму. После того, как корпус был перевернут, я обкидал его землей выше КВЛ, что создало благоприятные условия для дозревания цемента во влажной земле. При этом создались условия и для работ по изготовлению палубы и рубки — не было необходимости в лесах и в «путешествиях» на трехметровую высоту.
Стол на яхте
Для чашек с бульоном или кофе стол на яхте полезно оборудовать штормовыми гнездами 1 и передвижными упорами 2, позволяющими регулировать наклон крышки стола в зависимости от крена. Один конец упора крепится к крышке на шарнире, а другой вставляется в одно из отверстий 3 на стойке.
Другой вариант; к столешнице крепится металлический сектор 4 с рядом отверстий, через которые ее можно застопорить в любом наклонном положении при помощи закладного болта или штыря 5.
Фиксация капота
Для лучшей фиксации капота запорный крюк-замок капота я снабдил пружиной, возвращающей крюк в «закрытое» положение, Пружина натягивается между отверстием, просверленным в крюке, и специальной стойкой, установленной на поддоне. От бокового смещения капот предохраняется специальной пластиной-фиксатором, которая устанавливается под штатные винты крепления скобы — замка капота к собственно капоту. Прорезь в пластине охватывает прилив на задней части поддона, к которому крепится крюк замка. (В заводских условиях можно совместить в одно целое скобу и фиксатор.) Таким образом капот оказывается закрепленным «намертво».
Усовершенствование фильтра бензонасоса
Штатная сетка-фильтр в бензонасосе мотора «Вихрь» прижимается к плоскости, поэтому ее площадь в качестве фильтрующего элемента практически не используется. Фильтрация топлива происходит только через отверстие диаметром 10 мм, расположенное непосредственно под самим обратным клапаном. Фактическая площадь фильтрации составляет 0,8 см2, хотя диаметр сетки 35 мм. Из-за большой скорости прохода топлива сетка под клапаном часто забивается грязью. Для очистки приходится снимать и разбирать бензонасос, так как иначе к сетке не добраться.
Для повышения эффективности фильтра я установил промежуточное кольцо, припаяв к нему сетку. Под кольцо поставил вторую резиновую прокладку и изготовил новую стягивающую дужку, которая оказалась на 6 мм длиннее штатной.
Такой усовершенствованный фильтр в очистке нуждается только раз в навигацию.
Указатель уровня топлива в канистре на основе автомобильных деталей
Автомобильный указатель уровня горючего с поплавковым Датчиком может быть смонтирован в стандартной канистре емкостью 20 л.
Проволочный рычаг поплавка датчика удлиняется с таким расчетом, чтобы поплавок прн выработке горючего мог опускаться до уровня иа 5—6 см выше дна канистры. В этом положении его показания иа шкале прибора соответствуют нулевому запасу горючего. Верхнее положение поплавка фиксирует уровень, соответствующий двум третям объема заполненной канистры. Прн этом показания на шкале прибора соответствуют полностью заправленному бензобаку. Таким образом, датчик начинает работать только с уровня в две трети емкости канистры. Одиако это представляется приемлемым, так как основная цель прибора — сигнализировать о расходе горючего инже этого предела.
Расположение датчика в месте, указанном на схеме, даже при максимальном заполнении канистры горючим устраняет возможность утечки бензина через установочное отверстие.
Верхний угол канистры (вид А) выравнивается в плоскость по диаметру посадочной шайбы датчика. В этой Плоскости прорезается прямоугольное отверстие, контур которого соответствует размерам литого корпуса датчика. По диаметру поплавка нужно сделать дополнительное отверстие для его пропуска внутрь. Через намеченные и высверленные заранее отверстия для крепления изнутри вставляются и закрепляются гайками винты М4—М5. Толщина гаек предварительно уменьшается вдвое.
Затем, приложив датчик с удлиненным в полтора раза рычагом к борту канистры, нужно подобрать угол изгиба рычага с таким расчетом, чтобы нижний предел был на 50—60 мм выше дна канистры, а верхний — на максимальной высоте, допустимой возможностями датчика. Датчик ставится на уплотнительную прокладку из бензостойкой резины толщиной 4—5 мм.
Канистра с Датчиком, указатель уровня бензина и аккумулятор соединяются в электрическую цепь, приведенную на схеме.
Пресс-масленка для редуктора
Владельцы моторов «Вихрь-М» и «Вихрь-30» знают, как неудобно пополнять консистентной смазкой полость между сальником и шарикоподшипником № 202 редуктора без применения каких-либо приспособлений.
Для этой цели я изготовил масленку, состоящую всего из трех деталей. Пользуясь этой масленкой более двух лет, я убедился в целесообразности ее применения, особенно в пути. Смазка при помощи масленки занимает минимальное время, обеспечивает хорошее качество, при этом исключается загрязнение смазки.
Смазка набивается в крышку (дет. 1) так, чтобы ее уровень был на 2 мм ниже кромки детали. Затем крышка навинчивается на дет. 2 до тех пор, пока смазка не будет выступать из отверстия канала этой детали. Отвинтив пробку на редукторе (в районе шарикоподшипника № 202), в отверстие при помощи гаечного ключа S=10 ввинчивают до упора наконечник масленки. Поворачивая крышку по часовой стрелке, смазку напрессовывают в полость шарикоподшипника. Использовав, масленку отвинчивают и на конец дет. 2 навинчивают крышку (дет. 3), которая предохраняет вытекание и загрязнение смазки, оставшейся в масленке.
Как сделать тент
При всех отличных эксплуатационных качествах мотолодки «Ока-4» основным ее недостатком является то, что уже после первой навигации тент приходит в негодность. В продаже тентов для этой лодки нет. Каким образом раскроить материал, чтобы сшить новый тент?
Проще всего, наверное, будет использовать старый тент для изготовления выкройки нового.