Описываемый ниже прибор предназначен для облегчения установки точного момента зажигания, в частности — на бесконтактных ЭСЗ, где определить этот момент практически невозможно.
Работа прибора основана на использовании стробоскопического эффекта. Если мгновенными вспышками света, которые синхронизированы с импульсами высокого напряжения на запальной свече, освещать установочные метки на маховике и корпусе работающего двигателя, то подвижная метка зрительно будет казаться неподвижной. По взаимному расположению этих меток легко определить, насколько необходимо изменить угол опережения зажигания. Для контроля угла опережения отдельно для каждого цилиндра импульс синхронизации подается с соответствующей запальной свечи.
Источником света в приборе является лампа-вспышка Н1. Питание осуществляется от генераторных катушек магдино через повышающий трансформатор ТР1. Конденсатор С1 служит накопителем для запуска лампы. Напряжение на конденсаторе должно достичь определенной величины, поэтому вспышки лампы могут не совпадать с каждым моментом искры зажигания. Однако для достижения стробоскопического эффекта достаточно, чтобы частота вспышек была кратной частоте вращения маховика. Трансформатор ТР1 может быть любым с коэффициентом трансформации 25—30 и мощностью не менее 20 Вт.
Конструктивно прибор состоит из двух узлов: осветителя и переходника. В осветителе имеется рефлектор с импульсной лампой ИФК-120 (использован без переделки от осветителя-фотовспышки «Луч-70»). В корпусе переходника, выточненном в виде трубки из текстолита или гетинакса, смонтированы резисторы R1—R4. Провод, соединяющий переходник с осветителем, должен иметь изоляцию, рассчитанную на напряжение не менее 15 кВт.
В радиальном отверстии корпуса переходника смонтирован стальной стержень, имеющий на нижнем конце пружинный зажим для фиксации на выводе запальной свечи двигателя. Верхний конец имеет резьбу, аналогичную выводу свечи.
Для контроля момента зажигания первичную обмотку трансформатора ТР1 подключают к генераторным катушкам, а переходник надевают на свечу проверяемого цилиндра. Прежде всего на переходник надевают колпачок высоковольтного провода свечи этого цилиндра. Затем двигатель запускают и направляют свет лампы на маховик и корпус, на которых заранее нанесены метки. Если метки не совпадают, то замечают их положение, останавливают двигатель и производят регулировку.