Большие надежды возлагал на августовскую погоду экипаж самого крупного из наших катамаранов «Каупо-2», обладающего — потенциально — наивысшими ходовыми качествами, но не имеющего возможности проявить их в гонках при слабом ветре. Однако в первых двух этапах Кубка Балтики опять-таки преобладали слабые и средние ветра, средняя скорость «Каупо-2» составила всего 5,7 уз.
На старт третьего этапа вышли четыре из шести начавших марафон в Ленинграде катамаранов: «Каупо-2», «Орион», «Зеленый Луч» и «Янус».
С трудом «нащупывая» ветер, катамараны только к вечеру догнали головную группу стартовавших ранее яхт. С наступлением темноты подул устойчивый ост, наполнились спинакера. Генеральный курс вел прямо на W — на маяк Эландс-Сёдра-Грунд. Соперники потеряли Друг друга из виду.
Команде «Ориона», имевшего явное преимущество в скорости, успокоенная хорошим ночным переходом, допустила ошибку: когда в 05.20 утра ветер резко зашел на SO, падение барографа осталось не замеченным, как и появление сильного течения с севера, сопутствующего приближающемуся циклону. Прошел еще один час. Ветер повернул на SSW и усилился до 6 баллов. «Орион» на максимальной скорости, с то и дело отрывающимся от воды наветренным корпусом, помчался в бейдевинд. Однако маяк Эландс-Сёдра-Грунд открылся с левого борта в 2 милях, и на него пришлось делать контргалс. А тем временем к маяку почти одновременно подошли «Каупо-2» (курсом галфвинд) и «Зеленый Луч», который обогнул маяк «в притирку». На новом курсе все три катамарана оказались почти рядом.
Теперь ветер силой 7 баллов дул почти в корму. Перо барографа круто шло вниз. Появилась крупная волна. Предстояло пересекать Балтику по диагонали курсом 60°.
На «Орионе» первыми с немалым трудом, но сумели поставить спинакер. «Зеленому Лучу» большой, сферического покроя спинакер прибавил верных 3 узла, но этого оказалось мало, чтобы не отставать от лидера гонки. Обводы «Ориона» были как нельзя лучше пригодны для серфинга на крупной попутной волне. Его экипаж умело реализовал это преимущество и к полудню катамаран исчез из зоны видимости остальных «многокорпусников».
На «Каупо-2» не имелось спинакера нормальных размеров, а поднятый небольшой из тонкого капрона вскоре был разорван давлением ветра...
Циклон приближался. Теперь в этом сомнений не было. После полудня темные тучи стали настигать мчащиеся по взволнованному морю катамараны.
На «Орионе» и «Зеленом Луче» почти одновременно решили спинакеры убрать. Остойчивость катамаранов сомнений не вызывала, но при дальнейшем усилении ветра самый спуск спинакера превратился бы в проблему: при малейшей ошибке и касании волны он неминуемо был бы разорван потоком воды под днищем! (В такой ветер дополнительный стаксель на наветренном штаге дает прибавку в скорости, практически такую же, как спинакер, зато дальнейшая смена парусов гораздо проще и не опасна.)
На «Орионе» экипаж был в приподнятом настроении. Катамаран прекрасно управлялся, падающие вниз гребни волн его не догоняли, хотя высота и скорость волн продолжали расти. «Орион» глиссировал на переднем скате каждого попутного вала, пока тот, теряя высоту, не начинал отставать. На одной из крупных волн стрелка указателя скорости к всеобщему восторгу дошла до предела шкалы: 20 узлов! В дальнейшем стрелка лага лишь изредка отходила от правого ограничителя.
В 17.20 «Орион» неожиданно начал как-то странно зарыскивать. С мостика увидели, что за транцем левого корпуса пера руля кет. Катамаран вполне удовлетворительно управлялся и одним рулем, но, опасаясь лишиться его, капитан дал команду убрать геную и грот, продолжая движение под одним стакселем № 2. В сумерках их догнал «Зеленый Луч» и предложил свою помощь. Поскольку «Орион» от помощи отказался, «Зеленый Луч» ушел дальше под полными парусами, но не прошло и часа, как ударивший справа гребень волны разломал левую рулевую коробку и на этом катамаране.
«Каупо-2» имел самые прочные рули, но и они не уцелели. Перо руля толщиной 65 мм, изготовленное из отборной древесины и покрытое толстым споем стеклопластика, лопнуло с сухим треском. Тщательный осмотр (уже на берегу) оставшегося обломка показал, что до поломки перо не имело ни малейшего дефекта.
«Янус» потерял руль последним из четверки катамаранов. Его команда, потратив 4 часа на подкрепление оставшегося правого руля, уверенно довела катамаран до Риги и таким образом выиграла эту своеобразную гонку катамаранов с поломанными рулями (опередив, кстати сказать, быстрейшую из яхт почти на час).
А для экипажа «Ориона» испытания только начались. Уже стемнело, когда был сломан и второй руль. Круглошпангоутные обводы и шверты, стоящие впереди мачты, делали напрасными все попытки команды поставить катамаран на курс: он занял устойчивое положение лагом к 4-метровой волне, опрокидывающиеся гребни обрушивались на его правый борт. Стало ясно, что обычными рекомендациями, почерпнутыми из учебников по парусному спорту, не обойтись.
Когда рассвело, команда «Ориона» принялась за работу. Сняли шверты и один из них превратили в руль, закрепив в корме между корпусами при помощи оттяжек из капронового троса. В качестве румпеля использовали спинакер-гик. В дальнейшем, на переходе до Риги, аварийное рулевое устройство усовершенствовали и освоили настолько, что катамаран управлялся штурвалом и хорошо шел в лавировку. Пройдя с таким рулем больше половины Балтики и весь Рижский залив, «Орион» финишировал за 1,5 часа до истечения контрольного времени.
Комментирует конструктор Алдис Эглайс
То, что все участвовавшие в третьем этапе гонки катамараны потерпели аварии, — факт малоутешительный, заставляющий серьезно задуматься над путями совершенствования наших конструкций. И тем не менее результатами я как конструктор всех этих царникавских катамаранов доволен: штормовая гонка явилась поистине уникальным и очень интересным экспериментом.
Наши катамараны плавают на Бантике уже двенадцатый год, не раз бывали в еще более крепких штормах и возвращались без серьезных повреждений. Однако впервые шторм, при том попутный, застиг нас в гонке, когда команды, форсируя парусами, старались выжать максимальную скорость. Эта скорость оказалась намного выше, чем та, которую мы закладывали при расчете прочности рулей. К тому же, сказались и дополнительные нагрузки от ударов волн.
Как известно, при волнении происходит горизонтальное перемещение воды, периодически меняющее направление. Если в районе каждого руля вода перемещается поперек хода катамарана и во взаимно противоположных направлениях, то на рули, кроме постоянных сил N и N', действует дополнительная пара противоположно направленных сил М и М'. Чем выше скорость движения, чем больше расстояние между рулями и интенсивнее волнение, тем значительнее эта дополнительная нагрузка. Теоретически, максимальное значение ее при скорости 20 уз на рулях катамарана типа «Центаурус» оказывается около 3,5 т (в отсутствии волнения максимальная нагрузка около 300 кг).
Штормовая гонка Кубка Балтики показала, что реальная величина дополнительной нагрузки на волнении близка к теоретическому максимуму. Ясно, что изготовить рули, способные выдерживать подобные нагрузки, сохраняя некоторый запас прочности, очень трудно. Тем более, что достигнутые скорости еще не предел. Сейчас нами разработана принципиально новая схема рулевого устройства, в котором рули при волнении вообще не подвергаются указанной дополнительной нагрузке. Новая конструкция в срочном порядке должна быть проверена и доведена до практического применения как ка новых катамаранах, так и на судах, уже находящихся в эксплуатации.
Гонка показала также исключительную «живучесть» катамаранов. При поломке рулей все четыре аварийных судна самостоятельно преодолели немалое расстояние в довольно сложной навигационной обстановке и успешно финишировали, причем «Янус» даже опередил быстрейшую из яхт.
Конструкция аварийного руля, сделанного на «Орионе», оказалась настолько простой и эффективной, что можно рекомендовать экипажам подобных судов заранее приготовить нужные оттяжки и места их крепления для применения шверта в качестве аварийного руля.